Трансформация агиографической традиции в повести Л. Улицкой «Сонечка»

Авторы

  • Людмила Григорьевна Дорофеева Балтийский федеральный государственный университет им. И. Канта
  • Анна Владимировна Харитонова Балтийский федеральный государственный университет им. И. Канта

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-1-48-54

Аннотация

В статье рассматривается повесть Л. Улицкой «Сонечка» в контексте агиографической традиции. Авторы статьи полемизируют с устоявшейся в современной критике точкой зрения на главную героиню повести — Сонечку — как воплощение типа праведницы и подвижницы, что помещает этот образ в контекст древнерусской агиографии и национальной культурной традиции. Анализ выявленных авторских обращений и аллюзий к житийным текстам на мотивном уровне и агиографической топики приводит к выводу о том, что агиографический канон используется в качестве конструкта, позволяющего автору выстроить особую архитектонику образа, внешне опирающуюся на традицию, но внутренне противоположную ей. Житийные и иконографические формы в контексте повести Улицкой обретают иное, противоположное содержание. Смирение как главное качество древнерусских святых и идеальных героев русской литературной классики в образе главной героини повести лишается основного признака — свободы выбора и ответственности за него. Следовательно, не действует и принцип синергийности, определяющий модель поведения смиренного героя в христианском его понимании. Антропология образа Сонечки определяется принципиально иной по отношению к житийному образу иерархией. В ней нет духовного измерения, мотивировка её поведения находится в душевно-плотской области. Это подтверждается антропологическим анализом второго женского образа — её дочери Тани, живущей по закону свободы плоти, что полностью разрушает агиографический топос целомудрия, заявленный автором внешней характеристикой героини. Образ Сонечки получает в дочери логическое завершение, происходит своего рода его «удвоение». Таким образом, агиографическая традиция в повести «Сонечка» подвергается значительной авторской модификации в аксиологической части, что позволяет говорить о непричастности образа Сонечки к образам житийных праведниц на идейно-содержательном уровне и свидетельствует о радикальной трансформации национального культурного кода.

Ключевые слова:

современная русская проза, агиографическая традиция, рецепция житийных текстов, Л. Улицкая

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

01.03.2022

Как цитировать

Дорофеева, Л. Г., & Харитонова, А. В. (2022). Трансформация агиографической традиции в повести Л. Улицкой «Сонечка». Мир русского слова, (1), 48–54. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-1-48-54

Выпуск

Раздел

Язык и литература