Редакционная политика журнала
Журнал «Мир русского слова» издается ежеквартально с 2000 года, является печатным органом Российского общества преподавателей русского языка и литературы, поэтому его содержание отражает задачи и цели деятельности учредителя.
Журнал призван содействовать укреплению роли русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и международного сотрудничества.
Журнал служит информационной площадкой для обсуждения результатов научного-исследовательской, методической и образовательной деятельности российских и зарубежных ученых, а также преподавателей-практиков, специализирующихся в области русского языка.
Цели журнала — способствовать развитию профессиональных связей и установлению контактов между людьми, изучающими русский язык и литературу, обеспечивать компетентную обратную связь с федеральными органами и государственными структурами России, осуществляющими деятельность по совершенствованию государственных образовательных стандартов и государственной системы тестирования, содействовать внедрению их в практику преподавания.
Центральная задача журнала — научное представление основ русского языка в его связях с ментальностью и культурой, что определяет содержательную сторону и его методической интерпретации.
Публикации журнала призваны вводить в научный оборот новые результаты новых исследований, касающихся положения русского языка в современном мире, особенностей функционирования русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации, культуры русской речи, стилистики, теоретических и прикладных аспектов медиадидактики и дистанционного обучения русскому языку, лингвокультурологии, методики преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного, анализа современных тенденций в развитии школьной и вузовской русистики.
Публикационная политика реализуется в статьях теоретического характера, написанных как ведущими лингвистами, так и преподавателями вузов. Приоритет отдается статьям, посвящённым анализу языковых средств как в системном аспекте, так и в функционально-семантическом, в том числе представленном активно развивающимся направлением когнитивной лингвистики, значительно расширившей знания о семантическом потенциале языковых средств всех уровней, и непосредственно реализуется в процессе обучения РКИ, направленном на восприятие и порождение дискурсивного общения. В области лингвокультурологических исследований предпочитаются статьи, ориентированные на формирование культурно-информационной базы языковой личности, которая в значительной степени обусловливает смысловое чтение, играющее важную роль при формировании не только языковых знаний и умений обучаемых, но и этических установок, принятых носителями языка, особенно в настоящее время, когда литература «новой искренности», возрождает интерес как к русской классике, так и к проблемам человеческого поведения, воспитания чувств. Это направление исследований выдвигается в качестве ведущей задачи «Федеральным институтом оценки качества образования».
Редакция планирует публиковать статьи, посвящённые стилистике современной художественной литературы, которая самым непосредственным образом отражает в языке актуальное эмоционально-этическое состояние общества.
Предполагается, что статьи, посвященные культуре речи, будут носить нормативно-корректирующий характер и способствовать упорядочиванию речевой деятельности особенно в Интернет-пространстве.
Методика преподавания языка в настоящее время демонстрирует тесную связь с теоретической лингвистикой, что требует от публикуемых статей методического характера углубления их лингвистической базы и опоры на экспериментальные данные, подтверждающие результативность выдвигаемых предложений/положений.
Развитие когнитивной лингвистики, расширяющей семантическое поле исследования и представления смыслового потенциала языковых средств, развитие лингвокультурологии при выявленной связи процесса концептуализации с особенностями национального интеллекта, теория текста, прежде всего художественного, раскрывающего эмоциональные черты национального характера человека, должна составлять содержательную сторону методик, порождающих поиск способов овладения языком как выразителем культурных особенностей нации.
Прикладные аспекты лингвокультурологии определяют научно-публицистический характер публикаций в жанре информации о деятельности. Допустимо включение в данный раздел журнала материалов, связанных с авторскими музеями, сохраняющими культурное наследие прошлого.
Таким образом, содержание журнала отражает те стороны русской словесности, которые, составляя единство филологической науки, воплощаются в процессе обучения русскому языку.
Редакция журнала планирует сохранять и развивать цели и задачи, заявленные при создании журнала и постоянно корректирующие в ходе его существования двадцать лет назад, а также предоставлять своим читателям полную информацию об актуальных направлениях исследовательской и практической деятельности в области русской филологии в стране и мире.