Особенности мировосприятия С. А. Есенина, отраженные в его поэтическом языке

Авторы

  • Юлия Александровна Южакова Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.106

Аннотация

В статье рассматриваются особенности создания эпитетов на основе смешения семантических полей в поэтическом языке С. А. Есенина. Автор настоящего исследования предпринимает попытку посмотреть на поэтическое творчество как бы изнутри: систематизировать слова, выбранные поэтом, проанализировать закономерности их употребления, выявить основания сочетаемости, проследить пути зарождения авторских тропов. Исследование находится в русле описания идиостиля художника русского слова, и изучение языка поэтических произведений С. А. Есенина представляется актуальным и перспективным. Работа направлена на изучение функционирования и сочетаемости лексем в языке конкретного писателя. Намечены перспективы лексико-семантического исследования, предполагающего отбор, классификацию, анализ сочетаемости лексем с целью определения их места в языковой картине мира поэта. В зависимости от решаемых задач используются следующие методы: сплошной выборки, описания, сравнения, контекстного, семантического и стилистического анализа языковой структуры художественного текста с применением конкретных приемов лингвостилистического анализа. Особенностью есенинской лирики является неожиданность образов, созданных с нарушением законов лексической сочетаемости. Выделены и описаны три группы эпитетов, рождающих неповторимый идиостиль: синестетические (для восприятия активно задействованы все органы чувств), оксюморонные (соединены несовместимые крайности человеческих чувств) и парадоксальные (сходство только в глазах поэта). Поэтическую картину мира С. А. Есенина почти всегда отличает многоплановая характеристика, выражающаяся в сочетании нескольких уровней восприятия. Поэт иначе, чем его современники, видит окружающую действительность и хочет, чтобы читатель проник в его образное представление, добился совмещения различных чувственных ощущений, соединения несовместимых до крайности человеческих чувств, смог найти сходство в совершенно разных предметах. Результаты исследования находятся в русле выявления, описания и анализа лексико-тематических групп лирики С. А. Есенина и закладывают перспективы для составления материалов тематического словаря.

Ключевые слова:

С. А. Есенин, идиостиль, лексико-тематическая группа, семантическое поле, эпитеты

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИК

Есенин 1995 — Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7 т. Т. 1. Ушаков А. М. (ред.). М.: Наука; Голос, 1995. 672 с.

ЛИТЕРАТУРА

Бесперстых 2021 — Бесперстых А. П. Словарь эпитетов Сергея Есенина. Новополоцк: Полоцк. гос. ун-т, 2021. URL: https://www.rulit.me/books/slovar-epitetov-sergeya-eseninaread437395-2.html (дата обращения: 22.12.2023).

Веселовский 1989 — Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 406 с.

Виноградов 1963 — Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 225 с.

Жаркова 2005 — Жаркова О. С. Лексика ощущения, восприятия и чувственного представления как средство номинации и предикации в поэмах С. Есенина. Дис. … канд. филол. наук. М., 2005. 322 с.

Перелыгин 2008 — Перелыгин П. В. Цветообразная поэтика в творчестве С. А. Есенина и Н. М. Рубцова. Опыт сопоставительного анализа. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2008. 24 с.

Родина 2001 — Родина С. А. Свет в художественно-колоративной системе лирики С. А. Есенина, 1919–1925 гг. Дис. … канд. филол. наук. М., 2001. 195 с.

Южакова 2023 — Южакова Ю. А. Сочетание «несочетаемых» понятий, связанное со смешением лексико-семантических полей, в лирике С. А. Есенина. Современное есениноведение. 2023, 1 (64): 46–49.

Загрузки

Опубликован

05.11.2024

Как цитировать

Южакова, Ю. А. (2024). Особенности мировосприятия С. А. Есенина, отраженные в его поэтическом языке. Мир русского слова, (1), 55–63. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.106

Выпуск

Раздел

Язык и литература

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)