О профессиональном объединении преподавателей вуза и учителей русского языка

Авторы

  • Ольга Алексеевна Скрябина РГУ имени С. А. Есенина, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
  • Юлия Александровна Южакова РГУ имени С. А. Есенина, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-3-82-91

Аннотация

Объектом исследования в статье является процесс обучения русскому языку в средней школе, а предметом исследования — потенциал профессионального объединения преподавателей вуза и учителей русского языка. Целью исследования является поиск новых форм для создания творческого методического союза преподавателей вуза и учителей с целью обмена опытом в решении актуальных проблем обучения русскому языку (родному) в условиях обновления российского образования. В статье проводится анализ теоретических источников, практики преподавания русского языка в современной школе, предлагаются пути преодоления в обучении отрицательных тенденций. Актуальность поставленной проблемы подчеркивается: во-первых, фундаментальным значением русского языка для развития личности обучающегося; во-вторых, отсутствием у современных выпускников школы системы речевых, правописных и языковых умений; в-третьих, и это главное, существованием разрыва между накопленным теоретическим потенциалом современной методической науки (новыми подходами, методами и технологиями обучения) и практической методикой преподавания русского языка в школе. В процессе анализа поставленной проблемы обосновывается мысль о необходимости преодолеть указанное противоречие путем создания профессионального объединения преподавателей вуза и учителей русского языка. Авторы статьи делятся опытом работы информационно-методической площадки «Инициатива», представляют организационные формы ее работы. В статье рассматриваются теоретические аспекты поставленной проблемы с учетом современных данных психологии, психолингвистики, лингвистики, методики преподавания русского языка; предлагаются такие формы работы, как мастер-классы, круглые столы, научно-практические конференции, вебинары. В заключение делается вывод об эффективности работы созданного профессионального объединения, что доказывается полученными результатами. Таким образом, новая форма профессионального объединения преподавателей вуза и учителей русского языка служит защите и охране «генетического кода» образования в России.

Ключевые слова:

русский язык, методика преподавания, методическая площадка, профессиональное объединение, образование

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Дейкина 2018 — Дейкина А. Д. Гуманистическая традиция Ф.И.Буслаева и современные профессиональные ценности учителя В сб.: Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф.И.Буслаева). В. Д. Янченко (отв. ред.); А. Д. Дейкина (научн. ред.). М.: МПГУ, 2018. С.12–18.

Пассов 2018 — Пассов Е. И. Духовный потенциал русской словесности (к проблеме создания системы профессиональной подготовки учителя) В сб.: Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева). В. Д. Янченко (отв. ред.); А. Д. Дейкина (научн. ред.). М.: МПГУ, 2018. С. 61–69.

Приступа 1967 — Приступа Г. Н. Система орфографических упражнений в средней школе. В. М. Никитин (ред.). Рязань, 1967. 217 с.

Приступа 1973 — Приступа Г. Н. Основы методики орфографии в средней школе. Рязань, 1973. 319 с.

Приступа 1975 — Приступа Г. Н. Краткий курс методики русского языка. Пособие для студентов-филологов. Рязань: РГПИ, 1975. 379 с.

Приступа 1988 — Приступа Г. Н. Единый речевой режим в школе. Учебное пособие для студентов нефилологических специальностей педагогических институтов. Рязань: РГПИ, 1988. 97 с.

Приступа 1989 — Приступа Г. Н. Современный урок. Научно-методический очерк. Пособие для студентов педагогических институтов. Рязань, 1989. 112 с.

Скрябина 2017 — Скрябина О. А. Методы и приемы открытия нового знания на уроке русского языка. Русский язык в школе. 2017 (5): 3–7.

Скрябина 2017а — Скрябина О. А. О методике изучения правописания в современной школе. Русский язык в школе. 2017 (2): 12–15.

Скрябина 2017б — Скрябина О. А. Система работы над грамотностью учащихся в старших классах: учеб.-метод. пособие. Рязань: Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2017. 134 с.

Скрябина 2018 — Актуальные проблемы современной методики преподавания русского языка в школе и вузе. Сб. трудов III Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки, профессора Г. Н. Приступы, 29–30 ноября 2018 г. Ряз. гос. ун-т имени С. А. Есенина. О. А. Скрябина (научн. ред.). Рязань: Издательство «Концепция», 2018. 400 с.

Скрябина 2019 — Скрябина О. А. Аксиологическая основа настоящего и будущего методики преподавания русского языка (родного). Русский язык в школе. 2019 (1): 16–19.

Скрябина 2020 — Скрябина О. А. Методы и приемы систематизации умений учащихся при изучении темы «Обособленные члены предложения: определение и приложение». Русский язык в школе. 2020 (5): 7–14.

Ушинский 2018 — Ушинский К. Д. Моя система воспитания. М.: Издательство АСТ, 2018. 572 с.

Южакова 2019 — Южакова Ю. А. Современный русский язык. Осложненное предложение: учеб.-метод. пособие. Рязань: Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2019. 96 с.

Южакова 2019 — Южакова Ю. А. Спорные вопросы теории осложнения простого предложения. В сб.: Теоретические и методологические проблемы обучения современному русскому языку. Сборник материалов Межрегиональной конференции. Н. Б. Самсонов (отв. ред.). М.: МГОУ, 2019. С. 43–51.

Южакова 2019 — Южакова Ю. А. Еще раз к вопросу об изучении орфоэпических норм русского языка. В сб. Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания в иностранной аудитории: материалы международной научно-методической конференции. Орёл: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2019. С. 240–244.

Южакова 2020 — Южакова Ю. А. К вопросу о синтаксической синонимии и парадигме предложения. Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2020 (2): 26–33.


References

Дейкина 2018 — Deikina A. D. The humanistic tradition of F.I.Buslaev and modern professional values of the teacher In collection: Teacher for the future: language, culture, personality (to the 200th anniversary of the birth of F. I.Buslaev). V. D. Ianchenko, A. D. Deikina (ed.). Moskva: MPGU, 2018. P. 12–18. (In Russian)

Пассов 2018 — Passov E. I. Spiritual potential of Russian literature (on the problem of creating a system of professional training of teachers) In: Uchitel’ dlia budushchego: iazyk, kul’tura, lichnost’ (k 200-letiiu so dnia rozhdeniia F.I.Buslaeva). V. D. Ianchenko, A. D. Deikina (ed.). Moscow: MPGU, 2018. P. 61–69. (In Russian)

Приступа 1973 — Pristupa G. N.Basics of spelling techniques in high school. Riazan', 1973. 319 p. (In Russian)

Приступа 1967 — Pristupa G. N. A system of spelling exercises in high school. V. M. Nikitin (ed.). Riazan', 1967. 217 p. (In Russian)

Приступа 1975 — Pristupa G. N. A short course in Russian language techniques. A handbook for students of philology. Ryazan: RGPI, 1988. 97 p.

Приступа 1988 — Pristupa G.N. Unified speech mode at school. Textbook for students of non-philological specialties of pedagogical institutes. Riazan': RGPI, 1988. 97 p. (In Russian)

Приступа 1989 — Pristupa G. N. A modern lesson. Scientific and methodological sketch. A handbook for students of pedagogical institutes. Riazan', 1989. 112 p. (In Russian)

Скрябина 2017 — Skriabina O. A. Methods and techniques for discovering new knowledge in the Russian language lesson. Russkii iazyk v shkole. 2017 (5): 3–7. (In Russian)

Скрябина 2017а — Skriabina O. A. About the method of studying spelling in a modern school. Russkii iazyk v shkole. № 2. 2017 (20): 12–15. (In Russian)

Скрябина 2017б — Skriabina O. A. The system of work on the literacy of students in high school: textbook — method. allowance. Riazan': Riaz. gos. un-t imeni S.A. Esenina, 2017. 134 p. (In Russian)

Скрябина 2018 — Actual problems of modern methods of teaching the Russian language in schools and universities. Sat. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of Honored Scientist, Professor G.N. Seizures, November 29-30, 2018. O. A. Skriabina (ed.). Riazan': Izdatel'stvo «Kontseptsiia», 2018. 400 s. (In Russian)

Скрябина 2019 — Skriabina O. A. Axiological basis for the present and future methods of teaching the Russian language (native). Russkii iazyk v shkole. 2019 (1): 16–19. (In Russian)

Скрябина 2020 — Skriabina O. A. Methods and techniques for systematizing the skills of students in the study of the topic "Separate members of the sentence: definition and application". Russkii iazyk v shkole. 2020 (5): 7–14. (In Russian)

Ушинский 2018 — Ushinskii K. D. My parenting system. Moscow: Izdatel'stvo AST, 2018. 572 p. (In Russian)

Южакова 2019 — Iuzhakova Iu. A. Modern Russian language. Complicated sentence: textbook method. allowance. Riazan': Riaz. gos. un-t imeni S.A. Esenina, 2019. 96 p. (In Russian)

Южакова 2019 — Iuzhakova Iu. A. Controversial issues in the theory of complication of a simple sentence. In: Teoreticheskie i metodologicheskie problemy obucheniia sovremennomu russkomu iazyku. N. B. Samsonov (ed.). Moscow: MGOU, 2019. P. 43–51. (In Russian)

Южакова 2019 — Iuzhakova Iu. A. Once again on the question of studying the orthoepic norms of the Russian language. In: Aktual'nye problemy russkogo iazyka i metodiki ego prepodavaniia v inostrannoi auditorii: materialy mezhdunarodnoi nauchnometodicheskoi konferentsii. Orel: OGU imeni I.S. Turgeneva, 2019. P. 240–244. (In Russian)

Южакова 2020 — Iuzhakova Iu. A. On the issue of syntactic synonymy and the sentence paradigm. Filologicheskie nauki. Nauchnye doklady vysshei shkoly. № 2. 2020 (2): 26–33. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.09.2021

Как цитировать

Скрябина, О. А., & Южакова, Ю. А. (2021). О профессиональном объединении преподавателей вуза и учителей русского языка. Мир русского слова, (3), 82–91. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-3-82-91

Выпуск

Раздел

Методика