Феминизм как модный медиадискурс: речевой аспект

Авторы

  • Татьяна Леонидовна Каминская Департамент массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве РФ 125993, Москва, Ленинградский проспект, 49

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-25-35

Аннотация

В статье показан феминистский медиадискурс в России последних двух лет в его речевом аспекте. Актуальность исследования связана с возрастанием его влияния, особенно среди молодежи. Автором исследовался контент как топовых общественно-политических федеральных СМИ России различной политической направленности (имеющие в цифровой среде более 100 тысяч читателей), так и крафтовые СМИ (для которых тема феминизма — одна из ведущих). Исследовались также специфические информационные ресурсы феминистской направленности (сайты организаций, группы в социальных сетях), имеющие более 1000 подписчиков. Посредством контент-анализа и дискурс-анализа выявлены основные коммуникативные практики феминистского дискурса и его тематические доминанты. Кроме того, использовался и мультимодальный анализ, поскольку медийные публикации данного дискурса нередко сопровождаются невербальними элементами. Как показало исследование, основными инициаторами / ньюсмейкерами дискурса выступают преимущественно профильные российские организации феминистского толка (такие как «Тебе поверят», «Насилию.нет», «Сестры», «Китеж», Тынеодна»), а также такие независимые СМИ как «Новая газета», «Такие дела», «7*7», «Meduza» и ряд блогеров в социальных сетях. Автор статьи утверждает, что в разрастании феминистского дискурса последних двух лет сыграла роль и психотравмирующая ситуация с COVID-19, когда домашнее насилие выросло1, и многие женщины потеряли работу. В данном случае активизацию феминистского дискурса можно рассматривать в контексте продвижения новых ценностей через новые речевые практики, в частности, с активным внедрением феминитивов. Анализ показывает, что во время пандемии доминирующие тематические направления медиадискурса таковы (расположены по убыванию масштаба и значимости): 1) домашнее насилие; 2) харассмент; 3) политическая и социальная роль женщин в России. Доминантность выражается не только в количественной представленности публикаций на данную тематику, но и формирующей роли их для самого дискурса. Ньюсмейкеры и активисты дискурса используют следующие коммуникативные инструменты в цифровых форматах: мемы, флешмобы, создание групп взаимопомощи женщин в социальных сетях, просветительские и расследовательские публикации в СМИ.

Ключевые слова:

феминистский медиадискурс, феминитивы, гендер, домашнее насилие, харассмент, влияние

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Авдеева 2020 — Авдеева И. Б. Электронно-опосредованная коммуникация: степень ее новизны. Мир русского слова. 2020 (3): 16–26.

Болдырева 2018 — Болдырева Т. В. Феномен «крафтовых» медиа. Поволжский педагогический вестник. 2018, 6 (1(18)): 76–81.

Бродовская и др. 2019 — Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Синяков А. В., Азаров А. А. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019 (1): 228–251. https://doi. org/10.14515/monitoring.2019.1.11

Ван Дейк 2013 — Ван Дейк Т. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: Либриком, 2013. 337 с.

Евгеньева, Усманова 2018 — Евгеньева Т. В., Усманова З. Р. Особенности влияния цифровых коммуникаций на профессиональную культуру и адаптацию студентов социально-политических специальностей. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018, 6 (36)): 12–18.

Ермолова, Клец 2020 — Ермолова А. К., Клец Ю. А. Медиаотражение темы феминизма в отечественных общественно-политических интернет-СМИ. Медиасреда. 2020, (17): 135–140.

Жирнова 2018 — Жирнова Э.Н. Феминизм как часть медиакультуры. Медиа. Информация. Коммуникация. 2018, (27): 8–16.

Зауэр 2020 — Зауэр А. А. Образ автора в субдискурсе домашнего насилия (на примере газеты «Известия». Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020, (7 (32)): 2.

Зауэр 2019 — Зауэр А. А. Речевые практики дискриминации в онлайн-СМИ «Лента.ру»: феминисткий аспект. Ученые записки Новгородского государственного университета. 2019, (1 (19)): 2.

Зманева 2018 — Змазнева О. А. Коммуникативное пространство соцсетей начала XXI в.: файлы образов и потоки сознания. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2018, (3 (27)): 16–22.

Каминская 2019 — Каминская Т. Л. Коммуникативные тренды российского экологического PR. Мир русского слова. 2019, (2): 32–36.

Каминская 2018 — Каминская Т. Л. Молодежь в цифровой медиасреде: виды и способы коммуникации. Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2018, (52): 41–50.

Крейдлин 2014 — Крейдлин Г. Е. Семиотическая концептуализация тела и проблемы мультимодальности. Экология языка и коммуникативная практика. 2014, (2 (3)): 100–120.

Плошкина 2021 — Плошкина Ася. Справедливость, равенство и двойные стандарты: что такое новая этика и как она меняет нормы общения. Лайфхакер от 7.01.2021. URL: https://yandex.ru/turbo/lifehacker.ru/s/novaya-etika/

Попова 2018 — Попова Т. И. Актуальные направления исследования медийного интернет-пространства. Медиалингвистика. 2018, (5 (3)): 258–272.

Шаховский 2019 — Шаховский В.И. Эмоциональная картина мира в вербальной презентации. Мир русского слова. 2019, (1): 35–43.

Шмелева 2016 — Шмелева Т.В. Медиалингвистика на фоне сферной дифференциации науки о языке. Вестник Кемеровского государственного университета. 2016, (3 (67)): 220–226.

Boyle 2019 — Boyle K. MeToo, Weinstein and Feminism. Palgrave MacMillan. Boyle, K. 2019. Page from Gender Representation in the Media University of Strathclyde. URL: https://www.futurelearn.com/courses/gender-and-the-media/2/steps/729982. (дата обращения: 20.02.2020).

Campus 2013 — Campus D. Women political leaders and the media. Houndmills. 2013.

Cheshmedzhieva-Stoycheva 2018 — Cheshmedzhieva-Stoycheva D. Framing Muslims in the Bulgarian and the British media discourse. Shumen: Konstantin Preslavsky University Press. 2018.

Cheshmedzhieva-Stoycheva 2020 — Cheshmedzhieva-Stoycheva D. S. Media discourse on women in politics: The first Muslim woman of colour in US Congress. Media Linguistics. 2020 (7 (4)): 490–500.

Jones, Chik, Hafner 2015 — Discourse and digital practices: Doing discourse analysis in the digital era. R. H. Jones, A. Chik, C. A. Hafner (eds.). L.; N. Y.: Routledge, 2015. 250 p.

References

Авдеева 2020 — Avdeeva I. B. Electronically-mediated communication: the degree of its novelty. Mir russkogo slova. 2020 (3): 16–26. DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13016. (in Russian)

Болдырева 2018 — Boldyreva T. V. Th e «craft » media phenomenon. Povolzhskij pedagogicheskij vestnik. 2018, 6 (1(18)): 76–8. (in Russian)

Бродовская и др. 2019 — Brodovskaya E. V., Dombrovskaya A. Yu., Pyrma R. V., Sinyakov A. V., Azarov A. A. The influence of digital communications on the formation of the professional culture of Russian youth: the results of a comprehensive applied research. Monitoring obshhestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i social`nye peremeny. 2019 (1): 228–251. https://doi. org/10.14515/monitoring.2019.1.11. (in Russian)

Ван Дейк 2013 — Van Dejk T. Discourse and Power: Representation of Dominance in Language and Communication. Moscow: Librikom Publ., 2013. 337 p. (in Russian)

Евгеньева, Усманова 2018 — Evgen`eva T. V., Usmanova Z. R. Features of the impact of digital communications on professional culture and adaptation of students of socio-political specialties. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2018, 6 (36)): 12–18. (in Russian)

Ермолова, Клец 2020 — Ermolova A. K., Klecz Yu. A. Media reflection of the theme of feminism in domestic socio-political Internet media. Mediasreda. 2020, (17): 135–140. (in Russian)

Жирнова 2018 — Zhirnova E. N. Feminism as part of media culture. Media. Informaciya. Kommunikaciya. 2018, (27): 8–16. (in Russian)

Зауэр 2020 — Zauer A. A. Th e image of the author in the subdiscourse of domestic violence (on the example of the Izvestia newspaper). Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020, (7 (32)): 2. (in Russian)

Зауэр 2019 — Zauer A. A. Speech practices of discrimination in the online media «Lenta.ru»: the feminist aspect. Ucheny`e zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019, (1 (19)): 2. (in Russian)

Зманева 2018 — Zmazneva O. A. The communicative space of social networks at the beginning of the XXI century: image fi les and streams of consciousness. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki. 2018, (3 (27)): 16–22. (in Russian)

Каминская 2019 — Kaminskaya T. L. Communicative trends in Russian environmental PR. Mir russkogo slova. 2019, (2): 32–36. (in Russian).

Каминская 2018 — Kaminskaya T.L. Youth in the digital media environment: types and methods of communication. Mir lingvistiki i kommunikacii: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018, (52): 41–50. (in Russian)

Крейдлин 2014 — Krejdlin G. E. Semiotic Conceptualization of the Body and Problems of Multimodality. Ekologiya yazyka i kommunikativnaya praktika. 2014, (2 (3)): 100–120. (in Russian)

Плошкина 2021 — Ploshkina Asya. Fairness, equality and double standards: what is the new ethics and how it changes the norms of communication. Lajfxaker. 7.01.2021. URL: https://yandex.ru/turbo/lifehacker.ru/s/novaya-etika/. (in Russian)

Попова 2018 — Popova T. I. Actual directions of research of the media Internet space. Medialingvistika. 2018, (5 (3)): 258–272. (in Russian)

Шаховский 2019 — Shakhovskij V. I. Emotional picture of the world in verbal presentation. Mir russkogo slova. 2019, (1): 35–43. (in Russian)

Шмелева 2016 — Shmeleva T. V. Medialinguistics against the background of spheral diff erentiation of the science of language. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016, (3 (67)): 220–226. (in Russian)

Boyle 2019 — Boyle K. MeToo, Weinstein and Feminism. Palgrave MacMillan. Boyle, K. 2019. Page from Gender Representation in the Media University of Strathclyde. URL: https://www.futurelearn.com/courses/gender-and-the-media/2/steps/729982. (дата обращения: 20.02.2020).

Campus 2013 — Campus D. Women political leaders and the media. Houndmills. 2013.

Cheshmedzhieva-Stoycheva 2018 — Cheshmedzhieva-Stoycheva D. Framing Muslims in the Bulgarian and the British media discourse. Shumen: Konstantin Preslavsky University Press. 2018.

Cheshmedzhieva-Stoycheva 2020 — Cheshmedzhieva-Stoycheva D. S. Media discourse on women in politics: The first Muslim woman of colour in US Congress. Media Linguistics. 2020 (7 (4)): 490–500.

Jones, Chik, Hafner 2015 — Discourse and digital practices: Doing discourse analysis in the digital era. R. H. Jones, A. Chik, C. A. Hafner (eds.). L.; N. Y.: Routledge, 2015. 250 p.

Загрузки

Опубликован

25.06.2021

Как цитировать

Каминская, Т. Л. (2021). Феминизм как модный медиадискурс: речевой аспект. Мир русского слова, (2), 25–35. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-25-35

Выпуск

Раздел

Лингвистика