Слово «эксперт» в российском медиадискурсе: семантика и прагматика в условиях неопределенности

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.201

Аннотация

Методами контент-анализа и дискурс-анализа экспертного медиаконтента исследуется семантика слова эксперт в русскоязычном медийном пространстве и прагматика введения экспертного комментария в медийный текст. В качестве исследуемого медиаконтента взяты интервью с экспертами на канале YouTube; комментарии экспертов, введенные в журналистский текст ведущих общественно-политических средств массовой информации и СМИ-лайфстайл, входящих в топ-10 по версии Mediascope, а также экспертных каналов в Telegram. Методом ассоциативного эксперимента выявлены ценностно-оценочные смыслы, закрепленные за словом эксперт в языковом сознании студентов-журналистов. Актуальность исследования обусловлена взрывным в последние два года увеличением употребления слова эксперт в русскоязычном медиапространстве, ростом потока запросов на экспертные мнения на цифровых платформах и вовлечением в экспертный дискурс все большего числа гуманитариев в ответ на запрос медиасферы по формированию устойчивой картины мира. Новизна данной статьи предопределяется самим материалом, который ранее не подвергался системному анализу, а также подходом к исследованию, которое показало, что в условиях социально-политической нестабильности и неопределенности будущего основной функцией эксперта является интерпретация событий и ориентировка в современном мире, что выражено в частотной сочетаемости слова с глаголами говорения: объяснил, интерпретировал, проанализировал. При этом содержание понятия эксперт у молодого поколения журналистов связано с такими понятиями, как высокий социальный статус, коммуникативное лидерство, реализация в медиапространстве, то есть с теми, которые описывают современного, погруженного в инфоповестку человека, специалиста по информации. Прагматический элемент увеличения экспертного медиаконтента в СМИ связан, с одной стороны, с проблемой фейковизации медиапространства, усугубившейся с началом пандемии и специальной военной операции (СВО), проблемой доверия к СМИ, с другой — с необходимостью журналистов прибегать к интерпретации усложняющегося и турбулентного мира.

Ключевые слова:

эксперт, медиакоммуникация, нестабильность, контент, интерпретация реальности

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

СЛОВАРИ

РАС 2002 — Русский ассоциативный словарь: в 2 т. Т. 1. От стимула к реакции. Караулов Ю. Н., Черкасова Г. А. и др. (сост.). М.: АСТ; Астрель, 2002. 781 с.

Толковый словарь 2011 — Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов. Шведова Н. Ю. (отв. ред.). М.: Азбуковник, 2011. 1122 с.

ЛИТЕРАТУРА

С. Новостная грамотность: роль эксперта в новостных сообщениях. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016, 1 (3): 8–18.

Каминская 2016 — Каминская Т. Л. Праймериз как новое слово российского медиадискурса. Мир русского слова. 2016, (4): 40–44.

Каминская, Ерохина 2022 — Каминская Т. Л., Ерохина О. В. Медиакраудсорсинг и медиакраудфандинг в цифровой среде как факторы нового комьюнити для СМИ. Медиалингвистика. 2022, 9 (2): 96–112.

Карасик 2019 — Карасик В. И. Политический эксперт как лингвокультурный типаж. Актуальные проблемы стилистики. 2019, (5): 87–95.

Ляховенко 2022 — Ляховенко О. И. Телеграм-каналы в системе экспертной и политической коммуникации в современной России. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022, 4 (1): 114–144.

Надолинская, Петкова 2020 — Надолинская И. В., Петкова С. М. К анализу медийных факторов рискогенности человеческого существования в условиях пандемии. В сб.: Лучшая научная статья 2020. Сборник статей XXXVIII Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2020. С. 184–187.

Рацибурская 2020 — Рацибурская Л. В. Социально значимые слова в современных деривационных процессах. Мир русского слова. 2020, (2): 30–34. https://doi.org/10.24411/18111629-2020-12030

Тельнова 2022 — Тельнова И. Н. Экспертное мнение ученого в масс-медиа как новая альтметрика в условиях санкционного давления. Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа: материалы VI Международной научной конференции (СПб., 30 июня — 2 июля 2022 г.) . Дускаева Л. Р. (науч. ред.), Малышев А. А. (отв. ред.) СПб.: Медиапапир, 2022: 524–528.

Albk 2011 — Albk E. The interaction between experts and journalists in news journalism. Journalism. 2011, (12): 335– 348. https://doi.org/10.1177/1464884910392851

Carpenter, Kanver 2017 — Carpenter S., Kanver D. Journalistic expertise: A communicative approach. Communication and the Public. 2017, 2 (3): 197–209.

Hetmański 2018 — Hetmański M. Expert Knowledge: Its Structure, Functions and Limits. Studia Humana. 2018, 7 (3): 11– 20. https://doi.org/10.2478/sh-2018-0014

McCombs, Bell 1996 — McCombs M., Bell T. The agendasetting role of mass communications. An Integrated Approach to Communication Theory and Research. 1996: 93–110.

McCombs, Reynolds 2002 — McCombs M., Reynolds A. News influence on our pictures of the world. In: Bryant J., Zillmann D., Bryant J., Beth Oliver M. (eds). Media Effects: Advances in Theory and Research. 2nd ed. Routledge: 1–16. https://doi. org/10.4324/9781410602428

Загрузки

Опубликован

16.04.2024

Как цитировать

Каминская, Т. Л. (2024). Слово «эксперт» в российском медиадискурсе: семантика и прагматика в условиях неопределенности. Мир русского слова, (2), 4–10. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.201

Выпуск

Раздел

Лингвистика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)