Образ Робинзона в аспекте проблемы «свой — чужой»

Авторы

  • Татьяна Васильевна Швецова Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова
  • Вероника Евгеньевна Шахова Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.107

Аннотация

Одна из актуальных проблем современного литературоведения — исследование дихотомии «свой — чужой», которая являет представление о другой культуре, языке и менталитете одного народа в литературе другого народа. В статье анализируется эволюция образа Робинзона Крузо в русской картине мира в рамках указанной имагологической проблемы. Роман английского писателя Д. Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» принадлежит к числу наиболее читаемых произведений мировой литературы. Интерес к нему не угасает как со стороны читателей, так и со стороны специалистов в различных предметных областях. Несмотря на формальную простоту архитектоники текста, роман Дефо открыл в свое время новую художественную парадигму. История Робинзона вышла за границы приключенческого жанра. Количество вопросов о выживании, эксплуатации ресурсов, социальном и политическом взаимодействии с другими человеческими сообществами не уменьшается. Поиск ответов становится глобальным и широким. Разные авторы по всему миру рассматривают эти вопросы сквозь призму романа Дефо «Робинзон Крузо» и его героя. С помощью метода имагологического анализа, предложенного современными учеными (А. А. Козловой, Л. П. Ивановой и др.), был проанализирован процесс перцепции образа Робинзона Крузо в России на хронологическом отрезке (XVIII–XXI вв.). Удалось выявить, что в XVIII в., когда роман Д. Дефо был переведен на русский язык, Робинзон — «чужое» имя. Далее имя собственное стало национально-прецедентным и оформилось как концепт языкового сознания и культуры. Рассматриваются факторы, повлиявшие на освоение образа Робинзона, благодаря которым он стал «своим» в русской культуре. Это, например, создание и освоение универсальных индикаторов образа в концентрированной форме (символизация), воплощение в других видах искусства (семиотизация), развитие дополнительных созначений протообраза (коннотонимизация), встраивание в систему героев русскоязычных писателей (интерполяция).

Ключевые слова:

Робинзон Крузо, «свой — чужой», имагология, коннотоним, имагологический метод

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

31.03.2023

Как цитировать

Швецова, Т., & Шахова, В. . (2023). Образ Робинзона в аспекте проблемы «свой — чужой». Мир русского слова, (1), 55–62. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.107

Выпуск

Раздел

Язык и литература