Интермедиальные связи: литература и фотография (феномен фотографии в романе М. М. Степановой «Памяти памяти. Романс»)

Авторы

  • Цзысюань Ван

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.409

Аннотация

Визуальные медиа (включая фотографию), преобразованные в текстовую форму, все чаще переплетаются с документальной литературой. Примером такого переплетения стал философско-документальный роман М. М. Степановой «Памяти памяти. Романс» (2017). Статья посвящена анализу феномена фотографии в данном произведении, в котором фотографические изображения получают вербальное описание (т. е. происходит текстуализация фотографии). Подобный тип текста определяется и как экфрасис (Н. В. Брагинская, Дж. Хеффернан (J. Heffernan), А. Банэа (A. Banea) и др.), и как метафотографический текст (М. Хирш (M. Hirsch)). Для анализа применяются герменевтический, типологический, культурно-исторический методы исследования, а также метод анализа и синтеза. Теоретической основой работы являются концепция постпамяти М. Хирш, концепция места памяти П. Нора, теория фотографии С. Сонтаг и понятие punctum Р. Барта (R. Barthes). Новизна подхода заключается в анализе феномена фотографии в аспекте текстуализации фотографического изображения. Автор статьи приходит к выводу, что данный способ представления текста имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства заключаются в том, что текстуализация фотографии обеспечивает соблюдение законов пространства-времени и дает представление о контексте фотографий. Главный недостаток коренится в субъективности авторского описания и, как следствие, его односторонности. Представляется, что эстетическая специфика спонтанной и постановочной фотографии проявляется и в вербальном описании. Метафотографический текст, как и фотография, играет важную роль в фиксации и передаче памяти и постпамяти.

Ключевые слова:

Мария Михайловна Степанова, «Памяти памяти», текстуализация фотографии, память, постпамять

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИК

Степанова 2021 — Степанова М. М. Памяти памяти. Романс. М.: Новое издательство, 2021. 408 с.

СЛОВАРЬ

Поэтика 2008 — Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. Тамарченко Н. Д. (ред.). М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с.

ЛИТЕРАТУРА

Брагинская 1977 — Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации). В сб.: Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели: Структура балканского текста. М.: Наука, 1977. С. 259–283.

Гримова 2020 — Гримова О. А. Разрушение нарративной интриги в «Романсе» М. Степановой «Памяти памяти». Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2020, (9): 140–151.

Зыховская, Топольская 2021 — Зыховская Н. Л., Топольская В. П. «Памяти памяти. Романс» Марии Степановой: коммеморативные стратегии взаимодействия с читателем. Челябинский гуманитарий. 2021, 2 (55): 50–55.

Нора 1999 — Нора П. Проблематика мест памяти. В сб.: Нора П. Франция-память. Перев. с фр. Д. Хапаевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17–50.

Нуркова 2006 — Нуркова В. В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. М.: Изд-во Российского гос. гум. ун-та, 2006. 287 с.

Сонтаг 2013 — Сонтаг С. О фотографии. Перев. с англ. В. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. 272 с.

Степанова 2017 — Степанова М. М. Дом с призраком — разговор с Марией Степановой. Сеанс. 20.12.2017. URL: https://seance.ru/articles/haunted-house-stepanova/ (дата обращения: 19.08.2023).

Хирш 2021 — Хирш М. Поколение постпамяти: Письмо и визуальная культура после Холокоста. Пер. с англ. Н. Эппле. М.: Новое издательство, 2021. 428 с.

Banea 2012 — Banea A. M. Ekphrasis — A special type of intertexuality in the British Novel. PhD in Philology abstract. Cluj-Napoca, 2012. 31 p.

Barthes 1981 — Barthes R. Camera lucida: Reflections on photography. Transl. from French by Richard Howard. New York: Hill and Wang, 1981. 119 p.

Heffernan 1993 — Heffernan J. A. W. Museum of Words: The poetics of ekphrasis from homer to ashbery. Chicago: The University of Chicago Press, 1993. 249 p.

Hirsch 1997 — Hirsch M. Family frames: Photography, narrative, and postmemory. Cambridge: Harvard University Press, 1997. 304 p.

Holland 1997 — Holland P. “Sweet it is to scan…”: Personal photographs and popular photography. In: Photography: A critical introduction. London: Routledge, 1997. P. 103–150.

Ruchatz 2008 — Ruchatz J. The photograph as externalization and trace. In: Cultural memory studies: An international and interdisciplinary handbook. Berlin: Walter de Gruyter, 2008. P. 367–378.

Hu 2022 — 胡焕. “橱窗小说”:斯捷潘诺娃小说《记忆记 忆》的叙事艺术探索. 外国文学动态研究. 2022第2期. 页 75-83. [Ху Хуан. Витрина-роман: Нарративные особенности романа М. Степановой «Памяти памяти». Вайго вэньсюэ дунтай яньцзю. 2022, (2): 75–83].

Liu 2023 — 刘淼文. 记忆建构与元小说 — 玛丽亚·斯捷 潘诺娃《记忆记忆》的元小说叙事. 俄罗斯文艺. 2023第2期. 页56-68. [Лю Мяовэнь. Конструирование памяти и метапроза — метафикциональный нарратив романа М. Степановой «Памяти памяти». Элосы вэньи. 2023, (2): 56–68.]

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Ван , Ц. (2024). Интермедиальные связи: литература и фотография (феномен фотографии в романе М. М. Степановой «Памяти памяти. Романс»). Мир русского слова, (4), 77–86. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.409

Выпуск

Раздел

Язык и литература