Классическое обучение риторике в русской филологической традиции (XVIII — первая половина XIX в.)

Авторы

  • Владимир Иванович Аннушкин Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
  • Юэтин Чжао Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.109

Аннотация

В статье представлен историко-критический обзор классического обучения риторике как науке и искусству речи в русской филологической традиции XVIII — первой половины XIX в. Описание данного опыта риторики — «науки изобретать, располагать и выражать мысли» — может многое дать современному ученому и педагогу, поскольку сегодняшняя учебная практика во многом пользуется старинными классическими методами и приемами в организации словесно-речевого образования. Авторами представлены сведения о риторике в Древней Руси, когда отсутствовали учебники риторики, но велась активная ораторская деятельность; первые учебники риторики XVII в. и петровского времени с их практическими советами и рекомендациями к построению речи; описаны «средствия к приобретению красноречия» М. В. Ломоносова, базировавшиеся, как выясняется, на предшественниках — петровских риториках. В наших первых высших учебных заведениях, например в Московском университете, преподавалась прежде всего «элоквенция», а в начале XIX в. воцарилась «словесность». Пик расцвета русской риторики приходится на первые годы Царскосельского лицея, где преподавал Н. Ф. Кошанский. Современный мир русского слова невозможно представить без данной историко-культурной традиции, в изучении которой предстоит сделать еще очень многое, но без опоры на которую невозможно осуществить творческое начало в русской речи. Материалы, касающиеся обучения риторике, могут дать современному преподавателю и студенту множество полезных советов и рекомендаций, касающихся как правил ведения речи, так и воспитания оратора. Так, старообрядческие риторики дают конкретные советы по образованию личности и правилам произношения; М. В. Ломоносов предлагает классические «средствия», оригинально интерпретируя их для российской аудитории, а вершиной риторического обучения должны быть уроки Н. Ф. Кошанского в Царскосельском лицее, рекомендовавшего чтение, размышление и практические упражнения.

Ключевые слова:

риторика, красноречие, обучение, наука, искусство, Ломоносов, Кошанский

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аннушкин 1998 — Аннушкин В. И. История русской риторики: хрестоматия. М.: Академия, 1998. 416 с.

Аннушкин 1999 — Аннушкин В. И. Первая русская «Риторика» начала XVII века. М.: Добросвет, 1999. 362 с.

Аннушкин 2003 — Аннушкин В. И. Русская риторика: исторический аспект. М.: Высшая школа, 2003. 397 с.

Аннушкин 2006 — Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. М.: Флинта; Наука. 2006. 296 p.

Вомперский 1988 — Вомперский В. П. Риторики в России XVII–XVIII вв. М.: Наука, 1988. 180 с.

Елеонская 1990 — Елеонская А. С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века. М.: Наука, 1990. 224 с.

Кошанский 2013 — Кошанский Н. Ф. Риторика. Аннушкин В. И., Волков А. А., Макарова Л. Е. (сост.). М.: Русская панорама; Кафедра, 2013. 320 с.

Ломоносов 1952 — Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. VII. Труды по филологии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 89–378, 805–839.

Сперанский 1844 — Сперанский М. М. Правила высшего красноречия. СПб.: И. Ветринский, 1844. 216 с.

Загрузки

Опубликован

05.11.2024

Как цитировать

Аннушкин, В. И., & Чжао , Ю. (2024). Классическое обучение риторике в русской филологической традиции (XVIII — первая половина XIX в.). Мир русского слова, (1), 80–89. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.109

Выпуск

Раздел

Методика