Классическое обучение риторике в русской филологической традиции (XVIII — первая половина XIX в.)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.109Аннотация
В статье представлен историко-критический обзор классического обучения риторике как науке и искусству речи в русской филологической традиции XVIII — первой половины XIX в. Описание данного опыта риторики — «науки изобретать, располагать и выражать мысли» — может многое дать современному ученому и педагогу, поскольку сегодняшняя учебная практика во многом пользуется старинными классическими методами и приемами в организации словесно-речевого образования. Авторами представлены сведения о риторике в Древней Руси, когда отсутствовали учебники риторики, но велась активная ораторская деятельность; первые учебники риторики XVII в. и петровского времени с их практическими советами и рекомендациями к построению речи; описаны «средствия к приобретению красноречия» М. В. Ломоносова, базировавшиеся, как выясняется, на предшественниках — петровских риториках. В наших первых высших учебных заведениях, например в Московском университете, преподавалась прежде всего «элоквенция», а в начале XIX в. воцарилась «словесность». Пик расцвета русской риторики приходится на первые годы Царскосельского лицея, где преподавал Н. Ф. Кошанский. Современный мир русского слова невозможно представить без данной историко-культурной традиции, в изучении которой предстоит сделать еще очень многое, но без опоры на которую невозможно осуществить творческое начало в русской речи. Материалы, касающиеся обучения риторике, могут дать современному преподавателю и студенту множество полезных советов и рекомендаций, касающихся как правил ведения речи, так и воспитания оратора. Так, старообрядческие риторики дают конкретные советы по образованию личности и правилам произношения; М. В. Ломоносов предлагает классические «средствия», оригинально интерпретируя их для российской аудитории, а вершиной риторического обучения должны быть уроки Н. Ф. Кошанского в Царскосельском лицее, рекомендовавшего чтение, размышление и практические упражнения.
Ключевые слова:
риторика, красноречие, обучение, наука, искусство, Ломоносов, Кошанский
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.