Предметно-интегративные технологии работы с текстом в условиях близкородственного двуязычия у учащихся начальных классов

Авторы

  • Елизавета Александровна Хамраева Московский педагогический государственный университет
  • Ольга Ивановна Свириденко Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка https://orcid.org/0000-0001-5406-3590

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.407

Аннотация

Статья посвящена описанию современных предметно-интегративных педагогических технологий в работе с учебными текстами, особенно важной для учащихся младшего школьного возраста, проживающих в Республике Беларусь. Проблема одновременного использования в учебной деятельности разных языков в условиях близкородственного двуязычия сегодня становится особенно актуальной и предполагает поиск новых решений, среди которых выделяются предметно-интегративные технологии формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся-билингвов младшего школьного возраста. Объект особого внимания — учебный текст, с помощью которого решаются практические задачи, направленные на усвоение учащимися знаний о признаках связного высказывания, на развитие у билингвов коммуникативных умений, отработку коммуникативных и речевых стратегий на каждом их двух языков. В рамках предметно-интегративного обучения эффективной является деятельность сопоставительного характера на материале текстов следующих стилей: художественного и научного (научно-учебного и научно-популярного подстилей), художественного и официально-делового, художественного и разговорного (разговорно-официального подстиля). В статье описаны дидактический материал и коммуникативные упражнения, а главное — обозначен вектор решения учебно-практических задач аналитического и сопоставительного характера в обучении предметной интеграции при работе с учебными текстами в условиях близкородственного билингвизма. Предложены разные виды заданий с русскими и белорусскими текстами разных стилей, содержащими тождественную и взаимодополняющую информацию. Отмечена продуктивность такой работы для формирования умений воспринимать, интерпретировать и творчески преобразовывать сведения, содержащиеся в тексте. Это дает возможность повысить когнитивный потенциал учащихся-билингвов, развить гибкость и вариативность их мышления.

Ключевые слова:

предметно-интегративные технологии, близкородственный билингвизм, учебные тексты, аналитические упражнения, коммуникативно-речевая компетенция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Азимов, Щукин 2009 — Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам М.: ИКАР, 2009. 448 с.

Антипова, Верниковская, Грабчикова 2018 — Антипова М. Б., Верниковская А. В., Грабчикова Е. С. Русский язык: учебное пособие для 4 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения: в 2 ч. Ч. 1. Минск: Нац. ин-т образования, 2018. 136 с.

Антипова, Верниковская, Грабчикова 2023 — Антипова М. Б., Верниковская А. В., Грабчикова Е. С. Русский язык: учебное пособие для 3 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения: в 2 ч. Ч. 1. 2‑е изд. Минск: Нац. ин-т образования, 2023. 144 с.

Гулецкая, Федорович 2022 — Гулецкая Е. А., Федорович Г. М. Русский язык: учебное пособие для 2 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения: в 2 ч. Ч. 1. Минск: Нац. ин-т образования, 2022. 144 с.

Мошковская 2024 — Мошковская Э. Ручка учится. Стихи русских поэтов. URL: https://stihi-russkihpoetov.ru/tags/stihi-moshkovskoypro-obuchenie-pismu? ysclid=luti11hfmx373149678 (дата обращения: 10.04.2024).

Образовательный стандарт 2018 — Образовательный стандарт начального образования: утв. постановлением М-ва образования Республики Беларусь, 26 дек. 2018 г., № 125. Национальный образовательный портал. URL: https://adu.by/images/2023/obr/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 09.04.2024).

Свірыдзенка 2020 — Свірыдзенка, В. І. Беларуская мова: вучэб. дапам. для 2 кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з рус. мовай навучання: у 2 ч. Ч. 1. Мiнск: Нац. ін-т адукацыі, 2020. 144 с.

DIV>ЛИТЕРАТУРА

Билингвальное образование 2023 — Билингвальное образование. Хамраева Е. А. (ред.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. 299 с.

Хамраева 2023 — Хамраева Е. А. Русский язык в образовательном пространстве стран СНГ: система школьных сертификационных уровней владения русским языком и новая учебная литература. Профессорский журнал. Серия: русский язык и литература. 2023, 1 (13): 36–40.

Хамраева, Унарова, Габышева 2023 — Хамраева Е. А., Унарова В. Я., Габышева Ф. В. Повышение качества читательской грамотности у младших школьников в условиях билингвального образования. Современные наукоемкие технологии. 2023, (8): 191–197.

Загрузки

Опубликован

07.04.2025

Как цитировать

Хамраева, Е. А., & Свириденко, О. И. (2025). Предметно-интегративные технологии работы с текстом в условиях близкородственного двуязычия у учащихся начальных классов. Мир русского слова, (4), 63–70. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.407

Выпуск

Раздел

Методика