Предметно-интегративные технологии работы с текстом в условиях близкородственного двуязычия у учащихся начальных классов
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.407Аннотация
Статья посвящена описанию современных предметно-интегративных педагогических технологий в работе с учебными текстами, особенно важной для учащихся младшего школьного возраста, проживающих в Республике Беларусь. Проблема одновременного использования в учебной деятельности разных языков в условиях близкородственного двуязычия сегодня становится особенно актуальной и предполагает поиск новых решений, среди которых выделяются предметно-интегративные технологии формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся-билингвов младшего школьного возраста. Объект особого внимания — учебный текст, с помощью которого решаются практические задачи, направленные на усвоение учащимися знаний о признаках связного высказывания, на развитие у билингвов коммуникативных умений, отработку коммуникативных и речевых стратегий на каждом их двух языков. В рамках предметно-интегративного обучения эффективной является деятельность сопоставительного характера на материале текстов следующих стилей: художественного и научного (научно-учебного и научно-популярного подстилей), художественного и официально-делового, художественного и разговорного (разговорно-официального подстиля). В статье описаны дидактический материал и коммуникативные упражнения, а главное — обозначен вектор решения учебно-практических задач аналитического и сопоставительного характера в обучении предметной интеграции при работе с учебными текстами в условиях близкородственного билингвизма. Предложены разные виды заданий с русскими и белорусскими текстами разных стилей, содержащими тождественную и взаимодополняющую информацию. Отмечена продуктивность такой работы для формирования умений воспринимать, интерпретировать и творчески преобразовывать сведения, содержащиеся в тексте. Это дает возможность повысить когнитивный потенциал учащихся-билингвов, развить гибкость и вариативность их мышления.
Ключевые слова:
предметно-интегративные технологии, близкородственный билингвизм, учебные тексты, аналитические упражнения, коммуникативно-речевая компетенция
Скачивания
Библиографические ссылки
DIV>ЛИТЕРАТУРА
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.