Основы функционально-семантического направления в лингвистике в их отношении к преподаванию русского языка как содержание проблемного семинара для магистрантов

Авторы

  • Зульфия Фирдинатовна Юсупова Казанский (Приволжский) федеральный университет Казань, ул. Кремлевская, д. 18

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-98-104

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению основ функционально-семантического направления в изучении языка и возможностей использования его положений в методике преподавания русского языка в школе и вузе. В соответствии с разработанной автором статьи программой одноименного курса лекций для магистрантов внедрен в практику обучения проблемный семинар, ориентированный на совершенствование лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся и повышение уровня их научно-исследовательской подготовки. Автором разработана методика организации проблемного семинара для магистрантов 1 курса по направлению «Преподавание русского языка и литературы в средней и высшей школе». Материалом исследования послужили труды по функциональной грамматике русского языка, а также исследования по функционально-семантическому подходу в лингвометодике. В статье в качестве реализации выдвигаемых положений представлена система методических рекомендаций для изучения частей речи в функционально-семантическом аспекте в 5–7 классах школы.

Ключевые слова:

русский язык, лингвометодика, функционально-семантический подход, именные части речи, проблемный семинар, магистратура

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Источники

Русский 2014а – Русский язык. 6 кл.: учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2014. 335 с.

Русский 2014б — Русский язык. Практика. 6 кл.: учебник / Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова, А. П. Еремеева и др.; под ред. Г. К. Лидман-Орловой. М.: Дрофа, 2014. 318 с.

Русский 2015 — Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2015. 191с.


Литература

Алексеева 2010 — Алексеева О. В. Функциональный принцип изучения морфологии в школьном курсе русского языка. М.: Изд-во МГОУ, 2010. 186 с.

Бондарко 2000 — Бондарко А. В. Проблемы функциональной грамматики: Категории морфологии и синтаксиса в высказывании: монография. СПб., Наука 2000. 346 с.

Воителева 2006 — Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006. 319 с.

Дейкина 2009 — Дейкина А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка. М.; Оренбург: Пресса, 2009. 305 с.

Замалетдинов 2019 — Замалетдинов Р. Р. Учебный предмет «Русский язык« в современной системе лингвистического образования. Р. Р. Замалетдинов, З. Ф. Юсупова, К. З. Закирьянов.Филологические науки в МГИМО. 2019, (1 (17)): 63–69.

Игнатович 2020 — Игнатович Т. Ю., Биктимирова Ю. В. Лингворегионоведение в преподавании русского языка как иностранного в рамках магистерской образовательной программы. Мир русского слова. 2020, (3): 84–88.

Нуруллина 2018 — Нуруллина Г. М. Формирование культурно-языковой компетенции учащихся-билингвов (на материале изучения категории рода имен существительных). Казань: РИЦ «Школа», 2018. 168 с.

Устинов 2016 — Устинов А. Ю., Дудкина В. С. Функционально-семантический подход в русской лингвометодике: 20 век. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2016, 53 (5): 223–229.

Шакирова 1999 — Шакирова Л. З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе. Казань: Магариф, 1999. 350 c.

Шакирова 2003 — Шакирова Л.З. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ). Л.З. Шакирова, Р.Б. Сабаткоев. СПб.: Просвещение; Казань: Магариф, 2003. 352 с.

Шакирова 2008 — Шакирова Л. З. Педагогическая лингвистика: концепции и технологии. Казань. Магариф. 2008. 271 с.

Шелякин 2001 — Шелякин М. А. Функциональная грамматика русского языка. М. Наука. 2001. 288 с.

Юсупова 2016 — Юсупова З. Ф. Лингвометодические основы обучения русскому языку как неродному в школе: конец ХХ и начало ХХ1 в. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. 162 с.


References

Алексеева 2010 Alekseeva O. V. Functional principle of morphology study in the school course of the Russian language. Moscow: MGOU Publ., 2010.186 p. (in Russian)

Бондарко 2000 — Bondarko A. V. Functional grammar problems: Categories of morphology and syntax in utterance: monograph. St. Petersburg: Nauka Publ., 2000. 346 p. (in Russian)

Воителева 2006 — Voiteleva T.M. Theory and methodology of teaching the Russian language. Moscow: Drofa Publ., 2006. 319 p. (in Russian)

Дейкина 2009 — Dejkina A. D. Russian Language Personality Formation with a Value-based View of the Russian Language: Methodological Problems of Teaching the Russian Language. Moscow, Renburg: Pressa Publ., 2009. 305 p. (in Russian)

Замалетдинов 2019 — Zamaletdinov R. R. The subject “Russian language” in the modern system of linguistic education. R.R. Zamaletdinov, Z.F. Iusupova, K.Z. Zakir’janov. Filologicheskie nauki v MGIMO. 2019, (1 (17)): 63–69. (in Russian)

Игнатович 2020 — Ignatovich T. Yu., Biktimirova Yu. V. Linguoregionology in teaching Russian as a foreign language in the framework of the Master’s educational program. Mir russkogo slova. 2020, (3): 84–88. (in Russian)

Нуруллина 2018 — Nurullina G.M. (2018) Formirovanie kul’turno-jazykovoj kompetencii uchashhihsja-bilingvov (na materiale izuchenija kategorii roda imen sushhestvitel’nyh): monografi ja. Kazan: RITS «Shkola» Publ.. 168 p. (in Russian)

Устинов 2016 — Ustinov A. Iu., Dudkina V. S. Functionalsemantic approach in Russian linguistic methodology: 20th century. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia. Pedagogika i psikhologiia. 2016, 53 (5): 223–229.

Шакирова 1999 — Shakirova L.Z. Fundamentals of the methodology of teaching the Russian language in the Tatar school. Kazan: Magarif Publ., 1999. 350 p. (in Russian)

Шакирова 2003 — Shakirova L.Z. Methods of teaching the Russian language (based on the material of national schools). L.Z. Shakirova, R.B. Sabatkoev. St. Petersburg: Prosveshhenie Publ., Kazan: Magarif Publ., 2003. 352 p. (in Russian)

Шакирова 2008 — Shakirova L. Z. Pedagogical linguistics: concepts and technologies. Kazan: Magarif Publ., 2008. 271 p. (in Russian)

Шелякин 2001 —Sheljakin M.A. Functional grammar of the Russian language. Moscow: Nauka Publ., 2001. 388 p. (in Russian)

Юсупова 2016 — Iusupova Z. F. Linguometodic foundations of teaching Russian as a Non-native language at school: the end of the XX and the beginning of the XX1 century. Kazan: Izdatel’stvo Kazanskogo universiteta Publ., 2016. 162 p. (in Russian)

Загрузки

Опубликован

25.06.2021

Как цитировать

Юсупова, З. Ф. (2021). Основы функционально-семантического направления в лингвистике в их отношении к преподаванию русского языка как содержание проблемного семинара для магистрантов. Мир русского слова, (2), 98–104. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-98-104

Выпуск

Раздел

Методика