Особенности использования контраста в дискурсе социальной рекламы

Авторы

  • Татьяна Валентиновна Анисимова Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД РФ, 236006 Калининград, ул. Генерала Галицкого, 30
  • Светлана Анатольевна Чубай Волгоградский государственный университет, 400062 Волгоград, Университетский пр., 100

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-3-22-31

Аннотация

В статье представлены языковые формы построения текстов социальной рекламы, с помощью которых реализуется основная идея соответствующего дискурса: противопоставление двух содержательно-логических компонентов: опасной для жизни и здоровья человека или неодобряемой по этическим соображениям модели поведения, с одной стороны, и идеальной, одобряемой обществом модели, внедряемой как образец для подражания, с другой стороны, что обусловлено основной целью социальной рекламной коммуникации — закреплению в сознании целевого адресата представлений о желаемом (идеальном) фрагменте действительности. Средства выражения отношений контраста представляют собой разноуровневую систему, в связи с чем в статье рассматриваются синтаксический, визуальный и аксиологический уровни. Среди языковых форм построения контраста выделяются наиболее частотные модели: образование контраста с помощью отрицания НЕ (читать / не читать), противопоставление прямого и переносного значения слова, парономазия. Семантическим ядром контраста является антитеза. Кроме языковых антонимов в СР обнаружено много контекстуальных антонимов, принимающих участие в формировании антитезы. В заключение рассматриваются стилистические фигуры, помогающие сделать антитезу более выразительной (зевгма, амфиболия, ирония).

Ключевые слова:

cоциальная реклама, контраст, антитеза, базовая альтернатива, антонимы, стилистические фигуры речи

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Источники

Розенталь, Теленкова 1985 — Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985. 543 с.

Сковородников 2005 — Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. А. П. Сковородников (ред.). — М.: Флинта: Наука, 2005.


Литература

Анисимова, Чубай 2019 — Анисимова Т. В., Чубай С. А. Риторика социальной рекламы. Волгоград, 2019. 270 с.

Араева 2003 — Араева Л. А. Топическая категоризация мысли в языке. В сб.: Риторика в системе гуманитарного знания: Тезисы VII Международной конференции по риторике (Москва, 29–31 января 2003 г.). В. И. Аннушкин (отв. ред.). М., 2003. С. 30–33.

Корнилова 2008 — Корнилова Л. А. Структурно-функциональная классификация антитезы в англоязычной литературе и фольклоре. Ученые записки Казанского гос. университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008, 150 (6): 260–265.

Пригарина 2013 — Пригарина Н. К. Личностные аксемы как основания риторической аргументации. Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 2, Языкознание. 2013, (2 (18)): 48–51 Скребнев 2000 — Скребнев Ю. М. Основы стилистики английского языка. М.: Астрель: АСТ, 2000. 220 с.

Степанова 2020 — Степанова Н. Ю. Реализация контраста в художественном тексте в свете диктемной теории текста. В сб.: Язык в жизни человека и общества: м-лы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию М. Я. Блоха. М.: Изд. МПГУ, 2020. С. 204–209.

Perelman, Olbrehts-Tyteca 1969 — Perelman, Ch., Olbrehts-Tyteca L. The New Rhetoric: A Treatise on Argumentation. Notre Dame, London, 1969.


References

Анисимова, Чубай 2019 — Anisimova T.V., Chubay S.A. The rhetoric of social advertising. Volgograd, 2019. Available at: http://scipro.ru/conf/rhetoric.pdf. (in Russian)

Араева 2003 — Topical categorization of thought in language. Ritorika v sisteme gumanitarnogo znaniya: Tezisy VII Mezhdunarodnoy konferentsii po ritorikeRhetoric in the system of humanitarian knowledge. Moscow. 2003, pp. 30–33. (in Russian)

Корнилова 2008 — Kornilova L.A. Structural-functional classification of antithesis in English-language literature and folklore. Uchenyye zapiski Kazanskogo gos. universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki. 2008, pp. 260–265. (in Russian)

Пригарина 2013 — Prigarina N. K. Personal axems as the basis of rhetorical argumentation. Vestnik Volgogradskogo gos. un-ta. Ser. 2, Linguistics. 2013, (2 (18)): pp. 48–51 (in Russian)

Скребнев 2000 — Skrebnev Yu. M. Fundamentals of stylistics of the English language. Moscow: Astrel: AST, 2000, 220 p. (in Russian)

Степанова 2020 — Stepanova N. Yu. Implementation of contrast in a literary text in the light of the dictemic theory of text. Yazyk v zhizni cheloveka i obshchestva: m-ly Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 95-letiyu M. Ya. Blokha. Moscow: Ed. Moscow State Pedagogical University, 2020, pp. 204–209. (in Russian)

Perelman, Olbrehts-Tyteca 1969 — Perelman, Ch., Olbrehts-Tyteca L. The New Rhetoric: A Treatise on Argumentation. Notre Dame, London, 1969.

Загрузки

Опубликован

30.09.2021

Как цитировать

Анисимова, Т. В., & Чубай, С. А. (2021). Особенности использования контраста в дискурсе социальной рекламы. Мир русского слова, (3), 22–31. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-3-22-31

Выпуск

Раздел

Лингвистика