Вопросы методики преподавания литературы и новая актуальность

Авторы

  • Елена Ивановна Целикова Российский государственный гидрометеорологический университет Россия, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., 98
  • Елена Робертовна Ядровская Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена 191186, Россия, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-4-73-81

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые тенденции современной методики преподавания литературы, её «болевые» точки. Кризисное состояние преподавания литературы авторы объясняют не только «убылью» читателя, но и смешением стратегий чтения, распространением таких школьных читательских практик, которые не свойственны восприятию художественного текста. Активно внедряемая в современный урок литературы задача формирования различных видов функциональной грамотности  — коммуникативной, бытовой, правовой, информационной не только противоречит художественной рецепция, но и искажает основную цель литературного образования — литературное развитие читателей-школьников с его центральным «механизмом» — анализом произведения. На этапе анализа осуществляется подмена сложной аналитической работы над текстом, вдумчивой практики «медленного чтения» различными видами её организации, в значительной мере связанными с необоснованным применением инноваций. Авторы отмечают, что негативные тенденции усиливаются еще и потому, что среди большой части учителей утрачено представление о содержании читательской подготовки школьников, о закономерностях литературного развития, об особой природе школьного анализа произведения. Критический разбор диалогических ситуаций уроков литературы показал их зависимость от социологической, этической проблематики прошлого, не связанной с современностью. Русская классика требует от читателя высокого напряжения мыслей и чувств. Но, как отмечается в статье, современные читатели склонны избегать сложных произведений, тем и проблем, предпочитая уходить в облегченную текстовую или виртуальную реальность. Материалом для исследования послужили опыт работы со школьниками авторов статьи, анализ современной методической литературы, анализ конспектов уроков и сайтов учителей литературы.

Ключевые слова:

методика преподавания литературы, школьное литературное образование, чтение, литературное развитие, школьный анализ, технологии, урок литературы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Источники

Аналитический доклад — Аналитический доклад по итогам работы методологического семинара «Проблемы методологии предметных методик и стратегии развития школьного образования в области русского языка и литературы» в Российской Федерации» (Литература). Открытая методика: поиск — исследования — творчество: Сборник научных докладов и статей по методике преподавания русского языка и литературы / Е.Р. Ядровская (ред.). С. 56–79.

Архангельский, Новикова 2021 — Архангельский А. Н., Новикова А. А. Трансмедийный поворот в стратегиях обучения: нарративные практики на уроках литературы. Вопросы образования. 2021 (2): 63–81.

Беньковская 2021 — Беньковская Т. Е. Литературное образование в эпоху перемен. Методическое наследие В. В. Голубкова и перспективы развития литературного образования. В сб.: XXVIII Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 1–2 октября 2020 г. В. Ф. Чертов (отв. ред.). М.: Изд-во «ЭконИнформ», 2021. С. 36–42.

Меркин 2018 — Меркин Г. С. Традиции и инновации в литературном образовании. Филологический класс. 2018 (1): 55–64. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsiii-innovatsii-v-literaturnom-obrazovani — дата обращения 28.08.21

Миронова 2020 — Миронова Н. А. Цифровые технологии обучения в контексте непрерывного литературного образования. М.: Изд-во «ЭконИнформ», 2020. 147 с.

Ядровская, Дунев 2015 — Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература): Опыт построения терминосистемы / Под общей ред. Е. Р. Ядровской , А. И. Дунева. СПб.: Свое издательство, 2015. 306 с.

Ядровская 2020 — Ядровская Е. Р. Школьное литературное образование в России: от 90-х к цифровой эпохе. В сб.: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Преподавание русского языка и литературы в учреждениях основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования: теория, эффективные практики, методика и технологии» В. Г. Паршуков (науч. ред.). Москва: ФЛИНТА, 2020. С. 88–99.


Литература

Бушмин 1969 — Бушмин А. С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л., 1969. 228 с.

Изер 2004 — Изер В. Изменение функций литературы. В кн.: Современная литературная теория. Антология. Кабанова И. В. (сост.). М.: ФЛИНТА: Наука, 2004. С. 22–44.

Ионин 1992 — Ионин Г. Н. Взаимосвязь литературоведения и школьного изучения литературы. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1992.

Маранцман 2005 — Маранцман В. Г. Цели и структура курса литературы в школе: программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–9 классы. Маранцман В. Г. (ред.). М.: Просвещение, 2005. С. 3–15.

Целикова 2001— Целикова Е. И. Эволюция анализа литературного произведения в школе. История и современность. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2001.

Ядровская 2009 — Ядровская Е. Р. Анализ и соотношение понятий «Литературное развитие читателя-школьника», «литературная компетентность», «читательская компетентность». Мир науки, культуры и образования. 2009 (5(17)): 132–139.


Sources

Аналитический доклад — Analytical report on the results of the methodological seminar «Problems of methodology of subject methods and strategies for the development of school education in the fi eld of Russian language and literature» in the Russian Federation «(Literature). In: Open methodology: search— research—creativity: Collection of scientific reports and articles on the methodology of teaching Russian language and literature. E. R. Iadrovskaia (ed.). P. 56–79.

Архангельский, Новикова 2021—Arkhangelsky A. N., Novikova A. A. Transmedia turn in learning strategies: narrative practices in literature lessons. Education Issues. 2021 (2): 63–81.

Беньковская 2021 — Benkovskaya T. E. Literary education in the era of changes. – Methodical heritage of V.V. Golubkova and the prospects for the development of literary education. In: XXVIII Golubkov Readings: Materials of the International Scientific and Practical Conference, October 1–2, 2020. Chertov V.F. (ex. ed.). M.: Publishing house «Econ-Inform», 2021. P. 36–42.

Меркин 2018 — Merkin G.S. Traditions and innovations in literary education. Philological class. 2018 (1): 55–64. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/traditsii-i-innovatsii-v-literaturnomobrazovani - date of access 28.08.21

Миронова 2020 — N.A. Mironova. Digital learning technologies in the context of continuous literary education: monograph. M .: Publishing house «Econ-Inform», 2020. 147 p.

Ядровская, Дунев 2015 — Glossary of methodological terms and concepts (Russian language, literature): Experience in constructing a terminology system. E.R. Iadrovskia, A. I. Dunev (eds.). Saint-Petersburg: Own publishing house, 2015. 306 p.

Ядровская 2020 — Iadrovskaya E. R. School literary education in Russia: from the 90s to the digital era. In: Collection of materials of the interregional scientific and practical conference with international participation «Teaching the Russian language and literature in institutions of basic general, secondary general and secondary vocational education: theory, effective practices, methods and technologies». Parshukov V. G. (scien. ed.). Moscow: FLINTA, 2020. P. 88–99.


References

Бушмин 1969 — Bushmin A.S. Methodological Problems of Literary Research. L.: Nauka. Leningrad Branch, 1969. 228 p. (In Russian)

Изер 2004 — Iser V. The changing functions of literature. In: Modern Literary Theory. Anthology. Kabanova I. V. (co-author). Moscow: FLINTA: Nauka, 2004. P. 22–44. (In Russian)

Ионин 1992 — Ionin G. N. The Interconnection of Literary Studies and the School Study of Literature. Author's abstract. dis. ... Cand. of Ped. Sciences. М., 1992. (In Russian)

Маранцман 2005 — Marantzman V. G. Objectives and structure of the course of literature at school: programs of educational institutions. Literature. 5–9 grades. Marantsman V.G. (ed.). M.: Education, 2005. P. 3–15. (In Russian).

Целикова 2001 — Tselikova E. I. The evolution of the analysis of literary work at school. History and modernity: Author's abstract. dis. ... Doctor of Ped. Sciences. Sankt-Peterburg, 2001. (In Russian)

Ядровская 2009 — Iadrovskaya E. R. Analysis and correlation of the concepts «Literary development of the readerstudent», «literary competence», «reading competence». The world of science, culture and education. 2009 (5(17)): 132– 139. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.12.2021

Как цитировать

Целикова, Е. И. ., & Ядровская, Е. Р. . (2021). Вопросы методики преподавания литературы и новая актуальность. Мир русского слова, (4), 73–81. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-4-73-81

Выпуск

Раздел

Методика