Обучение студентов аналитико-синтетическим методам работы с научным текстом на занятиях РКИ (на примере создания аннотации, реферата, рецензии)

Авторы

  • Ольга Александровна Казьмина Юго-Западный университет, Институт иностранных языков, факультет русского языка и литературы, Центр русскоговорящих стран 400715, КНР, г. Чунцин, район Бейбей, ул. Тяньшэн 2
  • Мария Владимировна Матвеева Тамбовский государственный университет имени Г. Р.  Державина 392000, Россия, Тамбов, ул. Интернациональная, 33
  • Виктория Владимировна Патанина Российский государственный институт сценических искусств 191028, Россия, Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 34

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-4-82-92

Аннотация

В статье на материале научных текстов по специальности изучается возможность обучения иностранных студентов старших курсов созданию текстов вторичных жанров (аннотации, реферата, рецензии) на занятиях по русскому языку как иностранному. Основное внимание акцентируется на проблеме аналитико-синтетической переработки первичных текстов и их лингводидактического потенциала. Актуальность обучения данным умениям и навыкам продиктована не только учебными программами,
но и особенностями века цифровых технологий, где ценится скорость, краткость и однозначность. Целью статьи является описание методов продуцирования и использования вторичных текстов научных жанров в качестве лингводидактического и методического материала, способствующего овладению языковыми средствами научного стиля, навыками создания собственных научных текстов различных жанров. В качестве исследуемого материала были выбраны статьи научного и научно-популярного жанра по медицине, литературоведению и журналистике. При составлении заданий по работе над текстами использовался метод аналитико-синтаксической переработки документа. Для реализации лингвометодического потенциала текстов по специальности составлены примеры предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий, соответствующие уровню языковой подготовки студентов В2. Разработанная на данной основе система языковых
и речевых упражнений, входящая в структуру лингводидактического анализа вторичного текста, поможет иностранным учащимся сформировать знания о жанровых особенностях научного стиля и структуре аннотации, реферата и рецензии. Развитие данных умений происходит во взаимосвязи всех речевых видов деятельности. У иностранных учащихся будут сформированы навыки анализа социально значимых проблем и процессов; логического, смыслового и аргументированного анализа текста, выделения главной и второстепенной информации, умения передать информацию в устной и письменной форме в соответствии с определенным алгоритмом свертывания информации и передачи ее во вторичном тексте. Новизна работы состоит в выявлении лингвометодического потенциала научных статей в освоении языка специальности и системного изучения вторичных жанров письменной речи научного стиля.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, научный текст, вторичный текст, аннотация, реферат, рецензия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Афанасьева, Попова 2012 — Афанасьева Н. А., Попова Т. И. Палитра стилей: учебное пособие по стилистике русского языка для иностранцев. СПб.: Златоуст, 2012. 116 с.

Бахтина, Кузьмич, Лариохина 2004 — Бахтина Л. Н., Кузьмич И. П., Лариохина Н. М. Реферирование научного текста: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. (Специальность: информатика, математика, физика) . М.: Издательский отдел ф-та ВМК МГУ, 2004. 129 с.

Бурлакова 1993 — Бурлакова С. Л. Учебное реферирование как средство развития профессиональной речи студентовиностранцев технического вуза: основной этап, III курс. Дис. ... канд. пед. н. СПб.: 1993. 202 с.

Вейзе 1985 — Вейзе А. А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста языков. М.: Высшая школа, 1985. 127 с.

Вербицкая 2000 — Вербицкая М. В. Теория вторичных текстов (на материале современного английского языка). М.: МГУ, 2000. 220 с.

Голев, Сайкова 2001 — Голев Н. Д., Сайкова Н. В. К основаниям деривационной интерпретации вторичных текстов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. 138 с.

Добросклонская 2008 — Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: Флинта: Наука, 2008. 263 с.

Ильенко 2016 — Ильенко П. Особенности аннотирования и реферирования текстов по дисциплине «Иностранный язык» в высших учебных заведениях (для студентов неязыковых факультетов). Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2016, № 2(6): 202–214.

Карасик 1997 — Карасик В. И. Типы вторичных текстов. В сб. Языковая личность: проблемы обозначения и понимания. Волгоград: Перемена, 1997: 69–70

Касимова 2010 — Касимова С. В. Содержание и границы понятия «вторичный текст». Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2010, № 2: 28–31.

Кузнецова 1980 — Кузнецова Л. М. Пособие по обучению конспектированию: На материале обществ.-полит. лит. Для студентов-иностранцев. М.: Рус. яз., 1980. 190 с.

Максимюк 2019 — Максимюк Е. В. Рецензирование, аннотирование, реферирование: учебное пособие. Омск: СибАДИ, 2019. 46 с.

Моисеева, Широкова 1991 — Моисеева С. А., Широкова К. П. Обучение реферированию. СПб.: ВМА, 1991. 188 c.

Орлова 2013 — Орлова Е. В. Научный текст: аннотирование, реферирование, рецензирование. СПб.: Златоуст, 2013. 100 с.

Павлова 1989 — Павлова В. П. Обучение конспектированию (теория и практика). М.: Рус. яз., 1989. 95 с.

Рогова 2015 — Рогова К. А. Текст: теоретические основания и принципы анализа: Учебно-научное пособие. СПб.: Златоуст, 2015. 321 с.

Терехова 1988 — Терехова М. Ю. Лингвостилистический статус учебных видов вторичного текста. Дис. … канд. фил. наук. М.: 1988. 234 с.

Туманова, Бойко 1997 — Туманова Ю. А., Бойко В. Г. Упражнения и тексты для обучения профессиональной научной речи. Выбор и употребление глагольной лексики при аннотировании, реферировании и рецензировании текстов. М.: АО Диалог МГУ, 1997. 86 с.

Цыганенко 2018 — Цыганенко В.В. Методика составления реферата-обзора при обучении иностранных студентов русскому языку на старших курсах. Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018, 4 (31): 53–58.

Ширинкина 2001 — Ширинкина М. А. Вторичный деловой текст и его жанровые разновидности. Дис. … канд. фил. наук. Специальность – 10.02.01. – Русский язык. Пермь, 2001. 198 с.

Шуваева 2017 — Шуваева И. Н. К вопросу методики работы над текстом по специальности при обучении реферированию и аннотированию. Апробация. 2017, 2 (53): 103–105.


References

Афанасьева, Попова 2012 — Afanasyeva N. A., Popova T. I. Styles palette: a textbook on the style of the Russian language for foreigners. Saint Petersburg: Zlatoust, 2012.116 p. (In Russian)

Бахтина, Кузьмич, Лариохина 2004 — Bakhtina L. N., Kuzmich I. P., Lariohina N. M. Abstracting a scientific text: a textbook for foreigners studying Russian. (Specialty: computer science, mathematics, physics). Moscow: Publishing department of the Faculty of Computational Mathematics and Cybernetics, Moscow State University, 2004.129 p. (In Russian)

Бурлакова 1993 — Burlakova S. L. Educational abstracting as a means of developing the professional speech of foreign students of a technical university: main stage, III course. Saint Petersburg: 1993. 202 p. (In Russian)

Вейзе 1985 — Veyze A. A. Reading, summarizing and annotating foreign language texts. Moscow: Higher school, 1985. 127 p. (In Russian)

Вербицкая 2000 — Verbitskaya M. V. The theory of secondary texts (based on the material of modern English) . Moscow: Moscow State University, 2000. 220 p. (In Russian)

Голев, Сайкова 2001 — Golev N. D., Saykova N. V. Towards the Foundations of Derivative Interpretation of Secondary Texts. Tomsk: Publishing house of Tomsk University, 2001, 138 p. (In Russian)

Добросклонская 2008 — Dobrosklonskaya T. G. Medialinguistics: a systematic approach to learning the language of the media. Moscow: Flinta: Nauka, 2008. 263 p. (In Russian)

Ильенко 2016 — Ilyenko P. Peculiarities of annotating and abstracting texts on the “Foreign language” discipline in higher educational institutions (for students of non-linguistic faculties). Bulletin of the Orenburg Theological Seminary. 2016, 2 (6): 202– 214. (In Russian)

Карасик 1997 — Karasik V. I. Types of secondary texts. On digest of articles Linguistic personality: problems of designation and understanding. Abstracts of the scientific conference. Volgograd: Change, 1997: 69–70. (In Russian)

Касимова 2010 — Kasimova S. V. Content and boundaries of the concept of “secondary text”. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Linguistics. 2010 (2): 28–31. (In Russian)

Кузнецова 1980 — Kuznetsova L. M. A handbook for teaching note-taking: Based on the material of the socio-political literature. For foreign students. Moscow: Russkii iazyk, 1980. 190 p. (In Russian)

Максимюк 2019 — Maksimyuk E. V. Reviewing, annotating, abstracting: a tutorial. Omsk: SibADI, 2019.46 p. (In Russian)

Моисеева, Широкова 1991 — Moiseeva S. A., Shirokova K. P. Summarization training. Saint Petersburg: VMA, 1991. 188 p. (In Russian)

Орлова 2013 — Orlova E. V. Scientific text: annotation, abstracting, reviewing. Saint Petersburg: Zlatoust, 2013. 100 p. (In Russian)

Павлова 1989 — Pavlova V. P. Teaching note-taking (theory and practice). Moscow: Russkii iazyk, 1989. 95 p. (In Russian)

Рогова 2011—Rogova K. A. Text: theoretical bases and principles of analysis. Saint Petersburg, 2011. (In Russian)

Терехова 1988 — Terekhova M. Y. Linguo-stylistic status of educational types of secondary text. Moscow: 1988. 234 p. (In Russian)

Туманова, Бойко 1997 — Tumanova Y. A., Boyko V. G. Exercises and texts for teaching professional scientifi c speech. The choice and use of verb vocabulary when annotating, abstracting and reviewing texts. Moscow: AO Dialogue Moscow State University, 1997. 86 p. (In Russian)

Цыганенко 2018 — Tsyganenko V. V. Methodology for preparing an essay-review when teaching Russian language to foreign students in senior years. Topical issues of modern philology and journalism. 2018, № 4 (31): 53–58. (In Russian)

Ширинкина 2001 — Shirinkina M. A. Secondary business text and its genre varieties. Perm, 2001. 198 p. (In Russian)

Шуваева 2017 — On the question of the methodology for working on a text in the specialty when teaching abstracting and annotation. Approbation. 2017, 2 (53): 103–105. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.12.2021

Как цитировать

Казьмина, О. А. ., Матвеева, М. В. ., & Патанина, В. В. (2021). Обучение студентов аналитико-синтетическим методам работы с научным текстом на занятиях РКИ (на примере создания аннотации, реферата, рецензии) . Мир русского слова, (4), 82–92. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-4-82-92

Выпуск

Раздел

Методика