Лексический повтор и демонстрация падежной парадигмы в художественном тексте
DOI:
https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-1-4-11Аннотация
Анализируется повтор существительного в одной и той же или в разных падежных формах в рамках одного предложения (По Смоленской дороге столбы, столбы, столбы…; Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе…). Основным источником материала служат произведения русской художественной литературы; выборка составляет несколько десятков примеров. На фоне непроизвольного повторения лексемы, встречающегося в спонтанной речи, выделяются случаи преднамеренной редупликации, обусловленные важностью темы или связанные с выражением функции Magn (количественное, качественное, пространственное или временное усиление). Центральным объектом внимания статьи оказываются случаи использования писателем или поэтом полного или частичного набора форм слова (то есть его парадигмы). Эти формы выстраиваются в тексте в сочинительный ряд, а последовательность их соответствует той, которая принята в российской грамматической традиции. Особой популярностью пользуется данный приём в поэзии, что свидетельствует о его эстетической ценности. С теоретической же точки зрения перед нами факты вторжения в синтагматический по своей природе текст иного — парадигматического — измерения. Предложено психологическое и семиотическое объяснение данного феномена. Такой перечень словоформ указывает перспективы грамматического развертывания текста как пунктира из опорных единиц, которые могут быть использованы в будущих высказываниях. Показано, что условная последовательность словоформ, принятая в грамматике, реализуется в виде сочинительного ряда независимо от степени коммуникативной востребованности форм падежа и от профиля конкретного слова.
Ключевые слова:
повтор, функция, падеж, существительное, парадигма, художественный текст
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.