Новации в структуре и семантике заголовков в современных медийных текстах и механизмы их реализации

Авторы

  • Ирина Александровна Соколова Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-1-21-30

Аннотация

В статье представлены ведущие тенденции, характерные для языка современных СМИ, значительная часть которых находит отражение в авторских заголовках и в заголовочных комплексах средствами фразеологизированных конструкций (ФК). ФК обладают способностью функционировать как единое целое. Приводится классификация ФК, основанием для которой послужили критерии отсутствия или наличия преобразований в их семантике, лексическом составе, грамматической форме, фонетическом и / или графическом облике. Даётся определение понятия механизмов языка, в числе которых: 1) лексический механизм, связанный с  преобразованием семантики языковых единиц; 2) грамматический механизм, определяющий изменение словообразовательных, морфологических и синтаксических характеристик языковых единиц в составе ФК; 3) фонетический механизм, определяющий функционирование в речи звуковой стороны лексемы /целостной ФК. Действия авторов публикаций, направленные на преобразование лексико-семантических, словообразовательных, формообразующих характеристик ФК в коммуникативных целях, приводят к актуализации новых типов заголовков в современных газетно-публицистических текстах. Задачи данной статьи состоят в том, чтобы проанализировать характер преобразований ФК с применением того или иного механизма языка, выявить языковые приёмы, которые ответственны за структурно-семантические изменения исконной языковой единицы. Большой языковой материал, привлечённый к исследованию, показывает, что в числе способов преобразования ФК выделяются такие процессы переосмысления семантики исконных лексем, как сужение («выпрямление»), расширение семантики и «семантическое мультиплицирование», для которого характерно взаимодействие нескольких смыслов в рамках заголовка и подзаголовка; а также преобразования лексического состава ФК, связанные с изменением морфологических, словообразовательных и / или синтаксических характеристик лексем, с подбором разнозначных лексем, созвучных с исконными, в образовании которых решающую роль играет фонетический механизм и т. д. Наблюдения позволяют сделать обоснованные выводы о разнонаправленном характере языковых процессов в наименовании заголовков: позитивной направленности — при переосмыслении семантики языковых единиц, негативной — при немотивированном нарушении стилистических норм литературного языка.

Ключевые слова:

заголовок, подзаголовок, заголовочный комплекс газетно-публицистического текста, фразеологизированные конструкции, лексический механизм языка, грамматический механизм языка, фонетический механизм языка, лексические способы преобразования ФК, переосмысление, сужение, «выпрямление», «семантическое мультиплицирование», изменение лексического состава ФК, элиминация, вставка словообразовательных элементов, расчленение лексемы, подбор лексем по созвучию

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

01.03.2022

Как цитировать

Соколова, И. А. (2022). Новации в структуре и семантике заголовков в современных медийных текстах и механизмы их реализации. Мир русского слова, (1), 21–30. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-1-21-30

Выпуск

Раздел

Лингвистика