Создание межпредметного терминологического школьного ресурса как научно-методическая проблема

Авторы

  • Ольга Евгеньевна Дроздова Московский государственный педагогический университет; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена;

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-1-100-108

Аннотация

В статье обоснованы и представлены основные характеристики электронного ресурса, который поможет школьникам осваивать терминологию разных предметных областей как обозначение специальных понятий и как слов русского языка в целом. Автором сделан обзор изданных терминологических словарей для школьников. Обосновывается утверждение, что комплексный школьный терминологический словарь, который может помочь школьникам усваивать терминологию разных предметов, осознавать соотношение значений термина в разных областях обучения и специфику бытового употребления того же слова, должен содержать не только энциклопедическую, но и лингвистическую информацию: справку о происхождении термина и сведения о том, как слово-термин, если оно используется в другом значении как общеупотребительное слово, ведёт себя в литературном русском языке. Целью статьи является описание начального этапа создания терминологического ресурса, соответствующего таким требованиям и получившего рабочее название Единая электронна ятерминологическая база школьных предметов. Теоретической базой для её разработки стала концепция метапредметного обучения русскому языку в школе. Был также учтён опыт создания метапредметного толкового словаря русского языка для школьников. Описаны проблемы, выявленные на первом этапе разработки нового терминологического ресурса. Главным продуктом начального этапа работы стали практические рекомендации по формированию структуры и отбору содержания «большой словарной статьи». Отдельно даны рекомендации по описанию предметного понятия и общенаучного (межпредметного) понятия. На основании проведённого исследования сделаны выводы о том, что учёт методических принципов, положенный в основу разработки Единой электронной терминологической базы школьных предметов, позволит использовать её в качестве инструмента как школьниками, так и учителями разных предметов. Для учителей Единая электронная терминологическая база школьных предметов станет источником материала для разных форм работы с учебником, составления различного рода заданий (объяснения нового материала и его закрепления, проведения олимпиад и т. д.) Терминологический ресурс, построенный на основе указанных принципов, может быть полезен также авторам учебников разных предметов.

Ключевые слова:

терминологический ресурс, электронный формат, метапредметное обучение, определение терминов, толковый словарь общего типа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

01.03.2022

Как цитировать

Дроздова, О. Е. (2022). Создание межпредметного терминологического школьного ресурса как научно-методическая проблема. Мир русского слова, (1), 100–108. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-1-100-108

Выпуск

Раздел

Методика