Критический профессиональный медиадискурс: способы оценочной концептуализации произведений современной прозы

Авторы

  • Ольга Ивановна Колесникова Вятский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-2-52-61

Аннотация

Статья посвящена выявлению прагмастилистических способов оценочной концептуализации произведений русскоязычной современной прозы в медиатекстах раздела «Критика» электронного литературно-критического журнала «Literratura». В результате дискурс-анализа критических статей, в которых репрезентируется оценка литературных новинок прозаических жанров, на материале текстов выпусков за 2019–2021 гг. выявлены признаки усиления авторского субъективного начала и доминирование личностно-оценочного отношения к освещаемому материалу. Наряду с данными признаками, до сих пор актуален традиционный стиль статей и рецензий, характеризуемый стандартными номинациями терминологического поля литературной критики и рациональными основаниями развертывания оценки. С помощью прагмастилистического анализа текстов установлены, с одной стороны, признаки интеллектуализации языковой медиасреды и, с другой стороны, факты разговорной речи. Интеллектуализация обнаруживается в фактах создания вертикального контекста, метафоризации и перифразирования. При этом оценочные средства языка имеют имплицитный характер передачи отношения критика к интерпретируемому произведению. Основными элементами разговорной речи в исследуемом медиадискурсе выступают профессиональные жаргонизмы и средства ироничной оценки. Автор приходит к выводу, что ведущими тенденциями развития языка профессионального критического дискурса в медийном пространстве являются взаимопроникновение дискурсов (научного, художественного и разговорного) и широкое распространение фактов эмоционально-оценочной субъективации критического медиастиля при рефлексии эмоционального состояния автора-критика как субъекта чтения. Установлена зависимость выбора прагмастилистических способов репрезентации оценки от позиции интерпретатора: «аналитика» или «читателя». Ведущая прагматическая составляющая современной литературной критики в медиадискурсе, которую можно считать новшеством, связываемым с влиянием блог-дискурса, — рефлексия эмоционального состояния автора текста, оценивающего прозу с позиций ярко выраженного авторского «я», с откровенным субъективизмом в оценочных интерпретациях предмета речи. Степень субъективизации профессионального критического дискурса определяется предпочтительной для критика дискурсивной практикой, в которой нередко проявляются интенции продемонстрировать свой творческий потенциал как личности, «независимо» оценивающей произведение.

Ключевые слова:

критический медиадискурс, концептуализация прозы, оценка, прагмаэстетический подход, субъект дискурса

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

01.06.2022

Как цитировать

Колесникова, О. И. (2022). Критический профессиональный медиадискурс: способы оценочной концептуализации произведений современной прозы. Мир русского слова, (2), 52–61. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-2-52-61

Выпуск

Раздел

Язык и литература