Анализ жанровой природы творчества В.В. Розанована фоне развития текстов Интернет-среды
DOI:
https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-2-71-79Аннотация
Статья посвящена анализу жанровой природы творчества В. В. Розанова на фоне развития текстов интернет-среды с точки зрения китайского русиста. Материалом статьи послужили художественно-философская трилогия В. В. Розанова: «Уединенное», «Опавшие листья» (короб первый, второй) и блоги в социальных сетях. Сравнительный анализ некоторых жанрообразующих признаков творчества В. В. Розанова и текстов интернет-среды, таких, как темы, композиция, стиль речи, образ автора, коммуникативная цель и др., демонстрирует ряд сходств и различий. Описание частной жизни и мимолетных моментов, фрагментарно-ассоциативный тип повествования,
разговорный тон, сочетание разных аппаратов восприятия, диалогичность эффекта творчества, сильное проявление авторского «я» и другие сходства делают жанры текстов Розанова близкими к текстам интернет-среды, в чем проявляется новаторство и предвосхищение будущего и почему можно назвать его первым «блогером» до эпохи Интернета. Тем не менее различия между образцами его творчества и текстами в интернете также имеют место, в чем как раз проявляется принадлежность текстов Розанова художественной культуре, а не сиюминутной злобе дня. Жанры интернета являются результатом развития современных технологий и, в основном, нацелены на самопрезентацию, обсуждение гипертемы ‘я’, творчество, самоиндентификацию, сплочение и удержание общественных связей, распространение информации и т. д. Трилогия же Розанова имеет другие основания. Как сторонник творчества «до Гутенберга», автор считал, что «литература (печать) прищемила у человека самолюбие». Он писал только «для себя». Таким образом, Розанов является и «антиблогером». И в результате «вся литература моя как-то некрасива», зато «моя». Как нам видится, одна из значительных ценностей Розанова в том, что он является примером для современных людей, попавших под влияние материальных ценностей, помогая оценить свою реальную жизнь, уча делиться настоящим «я» и описывать мгновенное движение своей души, и таким образом, в частности, оказывая глубокое влияние на здоровое развитие онлайн-коммуникации.
Ключевые слова:
художественно-философская трилогия, В. В. Розанов, тексты интернет-среды, темы, композиция, стиль речи, образ автора, коммуникативная цель
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.