Усадебный топос в прозе И. А. Бунина
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.306Аннотация
Статья посвящена анализу усадебного топоса и образа усадьбы в прозе И. А. Бунина. Актуальность исследования заключается в том, что понятие «усадебный топос» недостаточно разработано в китайской гуманитарной науке: рассматривается лишь несколько работ китайских литературоведов. Труды русских ученых в большей степени сосредоточены на поэзии Бунина. С опорой на теорию усадебного топоса автор статьи показывает, что образ усадьбы в прозе писателя становится ключевым. В исследовании динамики этого образа выделяются три этапа его формирования и функционирования. С 1890 по 1900 г. образ складывается, ярко обозначается локус сада (рассказ «Танька»). В 1900–1919 гг. углубляется трактовка, от поэтизации усадебной жизни в «Антоновских яблоках» автор переходит к глубоким размышлениям о причинах угасания дворянских гнезд в «Суходоле». В 1920–1940 гг. образ усадьбы выстраивается в органичном соотнесении с темой дома, утраченного дома, родного гнезда. Этот период представлен повестью «Митина любовь», романом «Жизнь Арсеньева», сборником «Темные аллеи». Роман «Жизнь Арсеньева» является своего рода кульминацией в раскрытии усадебной темы. Образ усадьбы здесь связан с характером воспоминаний героя, он меняется вместе со сменой его душевных переживаний в разные периоды жизни, от детства к отрочеству, а затем и к юности. В 1920–1940-е годы содержание и тональность усадебного топоса существенно корректируются. Усадьба трактуется как абсолютная ценность, запечатленная и сохраненная благодаря памяти в пространстве культуры. Образ усадьбы в творчестве Бунина обретает смысловую объемность и яркую оригинальность, связанную в том числе с историософским и духовным осмыслением этого феномена в русской культуре.
Ключевые слова:
Бунин, усадебный топос, образ усадьбы, динамика, поэтика, национальный образ мира
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.