Олимпиада по русскому языку как когнитивно-культурный эксперимент (на материале «Гимна лиро-эпического на прогнание французов из отечества» Г. Р. Державина)

Авторы

  • Наталья Александровна Аксарина Тюменский государственный университет
  • Ольга Викторовна Трофимова Тюменский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.112

Аннотация

В статье рассматриваются особенности методического подхода к формированию заданий для школьной олимпиады по русскому языку как комплекта взаимодополняющих исследовательских задач. Актуализируются культурно-когнитивная направленность развиваемых компетенций учащихся, текстоцентричность как основа теоретической концепции разработчиков, культурно-историческая значимость текстового материала. Оценивается обучающий и контрольный функционал заданий. На примере анализа комплекта заданий межрегиональной олимпиады школьников «Менделеев», на материале «Гимна лиро-эпического на прогнание французов из отечества» Г. Р. Державина, обосновывается целесообразность формирования всего комплекта на базе единого текста. Системный характер заданий такого рода позволяет участникам олимпиады прийти к целостному осмыслению текста, опирающемуся на его лингвистический анализ, способствует развитию навыков аналитического чтения. Обращение к текстовому материалу прошлых эпох позволяет увидеть языковые факты и явления в динамике, осознать связанную с языком культуру в процессе развития, сформировать ассоциативное мышление, базирующееся на межпредметных связях и энциклопедических фоновых знаниях. Исследовательский характер олимпиады предполагает, во-первых, научное обоснование формулируемых заданий в связи с выявленной разработчиками в процессе анализа художественного текста собственно лингвистической проблематикой (в частности, обнаружены пунктуационные различия в изданиях текста «Гимна…» 1815 г. и 1870 г. и осмыслена семантика разночтений). Во-вторых, участник олимпиады оказывается в ситуации когнитивно-культурного эксперимента, при котором невозможно прямое воспроизведение знаний, сформированных школьной программой, а требуется их интеграция в процессе интерпретации личного опыта языковых размышлений.

Ключевые слова:

предметные олимпиады, методика обучения русскому языку, аналитическое чтение, текстоцентрический подход, лингвистический анализ художественного текста, Г. Р. Державин, русская пунктуация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

МАТЕРИАЛЫ

МАС 1985, 1 — Словарь русского языка: [в 4 т]. Т. 1: А — Й. Евгеньева А. П. (ред.) 3-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1985. 696 с.

Срезневский 1893 — Матеріалы для словаря древне-русскаго языка по письменнымъ памятникамъ. Трудъ И. И. Срезневскаго. Изданіе Отдѣленія русскаго языка и словесности Императорской Академіи Наукъ. Томъ первый. А — К. СПб.: Тип. Императорской Академіи Наукъ. 1893. И. И. Срезневский. Материалы для Словаря древнерусского языка, 1893. Т. 1. EBook 2006. URL: http://www.ra-s-ved.ru/DATA/sreznevskyslovar1. pdf?ysclid=lb7ivcyisf654989816 (дата обращения: 31.10.2023).

НКРЯ — Национальный корпус русского языка, 2003– 2022. URL: https://ruscorpora.ru (дата обращения: 31.10.2023).

Преображенский 2010 — Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка: А — О. 2-е изд. Т. 1. М.: ЛКИ, 2010. 720 с.

Положение — Положение о межрегиональной многопрофильной олимпиаде школьников «Менделеев» . URL: https:// olimpiada.ru/activity/5272 (дата обращения: 08.12.2022).

САР — Словарь Академии Российской : [в 6 т.]. Т. 1–6. Изд-во Императорской Академии наук. СПб., 1789–1794. [Словарь Академии Российской — Алфавитный каталог — Электронная библиотека Руниверс ]. URL: https://runivers.ru/lib/book3173/?ysclid=l8y2nx5q1c857839320 (дата обращения: 31.10.2023).

СЦСиРЯ 1847 — Словарь церковнославянского и русского языка / сост. Вторым отд. Императ. Академии Наук. Репр. изд.: [в 2 кн.]. Кн. 1–2. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. Кн. I. 928 с.; Кн. II. 1092 с.

СЦСиРЯ 1847 1 — Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка / сост. Вторымъ отд. Императ. Академіи Наукъ: [в 4 т.]. Т. I: А — Ж. СПб.: Въ тип. Императ. Академіи Наукъ, 1847. 416 с.

СЦСиРЯ 1847 4 — Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка / сост. Вторымъ отд. Императ. Академіи Наукъ: [в 4 т.]. Т. IV: H — V. СПб.: Въ тип. Императ. Академіи Наукъ, 1847. 589 с.

Фасмер 1986 — Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. 2 (Е — Муж) / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. 2-е изд., стер. М.: Прогресс, 1986. 672 с.

ЛИТЕРАТУРА

Аксарина 2014 — Аксарина Н. А. Из опыта методического обеспечения предметных олимпиад по русскому языку и культуре речи. В сб.: Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. Вып. 3. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. С. 5–14.

Байдуж, Кудряшова, Смирнова 2002 — Байдуж Л. М., Кудряшова Л. А., Смирнова И. Р. Из опыта проведения городской олимпиады школьников по русскому языку (1996–1999 гг., г. Тюмень). В сб.: Текст и текстовые категории: аспекты филологического исследования: Межвузовский сборник научных трудов. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2002. С. 196–216.

Бекасова 2021 — Бекасова Е. Н. О работе с древнерусскими текстами в рамках олимпиадных заданий по русскому языку. Мир науки, культуры, образования. 2021, 5 (90): 63–65.

Володина 2016 — Володина Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика. М.: Флинта; Наука, 2016. 248 с.

Григорьев, Добротина, Осипова 2020 — Григорьев А. В., Добротина И. Н., Осипова И. В. Об итогах регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2019 году. Русский язык в школе. 2020, 81 (1): 30–35.

Добротина, Осипова 2021 — Добротина И. Н., Осипова И. В. О заданиях Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку: отбор содержания и требования к умениям. Русский язык в школе. 2021, 82 (6): 16–21.

Дроздова 2010 — Дроздова О. Е. Общелингвистическая компетенция в школьном образовательном процессе. В сб. Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, филологический факультет, 20–23 марта 2010 г.): Труды и материалы. М.: Изд-во Московского ун-та, 2010. С. 796–797.

Жеребило, Шабаева 2021 — Жеребило Т. В., Шабаева Т. З. Модель комплексного анализа художественного текста на уроках русского языка в средней школе. В сб.: Лингвистическое моделирование в теории коммуникации: Материалы Всероссийской научной онлайн-конференции с международным участием, Грозный, 15–17 января 2021 года. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2021. С. 222–254.

Купчик 2010 — Купчик Е. В. Послесловие к областной олимпиаде по русскому языку. В сб.: «Дар веков сберечь…»: русский язык на страницах парламентской газеты. Вып. 2. Тюмень: Мандр и Ка, 2010. С. 42–44.

Загрузки

Опубликован

04.02.2024

Как цитировать

Аксарина, Н. А., & Трофимова, О. В. (2024). Олимпиада по русскому языку как когнитивно-культурный эксперимент (на материале «Гимна лиро-эпического на прогнание французов из отечества» Г. Р. Державина). Мир русского слова, (1), 97–106. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.112

Выпуск

Раздел

Методика