Паремии на занятиях по русскому языку как неродному сквозь призму узбекского языка
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.310Аннотация
Статья посвящена обучению русскому языку как неродному в школе на материале паремий двух языков. Сопоставление фразеологических единиц способствует формированию билингвальной языковой личности, что является важнейшей задачей обучения русскому языку школьников-инофонов. Целью данной статьи является определение направлений работы с паремиями в детской аудитории в сопоставительном аспекте. Материалом исследования послужили русские и узбекские паремии, репрезентирующие образ ребенка. При помощи метода сопоставительно-контрастивного анализа были отмечены сходства и различия фразеологических единиц основных тематических групп паремий. Путем теоретического моделирования были установлены пути включения паремий в обучение и рекомендуемая последовательность работы с фразеологическими единицами на лингвокультурологических занятиях по русскому языку как неродному. Проведенное исследование позволило сделать вывод о значительном сходстве основных когнитивных признаков русских и узбекских паремий при наличии некоторых различий. Отличительные черты узбекских паремий: более терпимое отношение к недостаткам ребенка, представления о различиях в воспитании дочери и сына, экспликация образа неблагодарного ребенка. В русских паремиях отражаются сложность процесса воспитания и необходимость строгих методов воздействия, допускается индивидуальность ребенка одновременно с признанием частого сходства с родителем. Паремии в обучении русскому языку как неродному могут стать иллюстративным материалом при освоении различных аспектов языка или предметом изучения на специальных лингвокультурологических занятиях в средней и старшей школе. Выделенные сходства и различия русских и узбекских паремий дали возможность привести примеры заданий для разных этапов занятий, направленных на овладение паремиологическим фондом русского языка. Новизна исследования заключается в том, что в нем методически интерпретируется языковой материал, который ранее не был объектом рассмотрения в сопоставительном аспекте.
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.