Интерпретация художественного произведения в работах Н. А. Рудякова

Авторы

  • Юрий Владимирович Дорофеев Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.205

Аннотация

В статье рассматриваются основные теоретические положения теории текста как инструмента социального взаимодействия. Обозначены перспективы использования методики интерпретации для решения ряда проблем, связанных с изучением текста, в частности для формирования навыков читательской грамотности. Восприятие текста, его понимание и интерпретация являются ключевыми умениями для современного человека, поэтому разработка методики, обеспечивающей их формирование, является одной из приоритетных задач в отечественной лингвистике. Ставится цель определить особенности современной теории текста, используя оригинальную методику интерпретации художественных произведений в работах Н. А. Рудякова, на основе которой возможно построение методики формирования читательской грамотности. Анализируемая в рамках исследования теория текста учитывает основные принципы анализа текста, выработанные в лингвистике, и обеспечивает разработку строгого и типового метода интерпретации текста. Этот метод обладает доказательностью, базирующейся на представлении о тексте как функциональной системе, которая создается и существует с определенной целью. В основе методики Н. А. Рудякова лежит тезис о роли в тексте противоречия между должным и данным, которое выступает как системообразующий фактор и проявляется в характерной для данного произведения соотнесенности языковых средств. Соответственно, содержание текста рассматривается с позиции его влияния на читателя. В качестве объекта исследования выступают теоретические положения работ Н. А. Рудякова и ключевые характеристики текста, выделенные им в рамках предложенной концепции. Главной идеей настоящей статьи является необходимость внедрения в образовательную практику методики, в рамках которой работа с текстами ориентируется на эффективное социальное взаимодействие и формирование навыков читательской грамотности.

Ключевые слова:

теория текста, стержневой элемент, читательская грамотность, интерпретация, противоречие между должным и данным, Н. А. Рудяков

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин 2000 — Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.

Болотнова 2007 — Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. 3‑е изд., испр. и доп. М.: Флинта; Наука, 2007. 520 с.

Брудный 1998 — Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. 336 с.

Валгина 2003 — Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие. М.: Логос, 2003. 280 c.

Виноградов 1971 — Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. 240 с.

Заика 2000 — Заика В. И. Эстетическая реализация языка. В сб.: Rozwažania metodologiczne. Język — Literatura — Teatr. Warszawa: Wydział Polonistyki Uniwersytetu Warszawskiego, 2000. C. 167–180.

Зубкова 2003 — Зубкова Л. Г. Общая теория языка в развитии: учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2003. 472 с.

Ларин 1974 — Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Художественная литература, 1974. 285 с.

Лотман 1970 — Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 364 с.

Макаров 2003 — Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 278 с.

Михайлов 2006 — Михайлов H. Н. Теория художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 224 с.

Николина 2003 — Николина H. A. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 256 с.

Пранцова, Романичева 2015 — Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. М.: Форум, 2015. 368 c.

Рудяков 1998 — Рудяков А. Н. Лингвистический функционализм и функциональная семантика. Симферополь: Таврияплюс, 1998. 224 с.

Рудяков 2013 — Рудяков А. Н. Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2013. 312 с.

Рудяков 2023 — Рудяков А. Н. Функция и язык: к регулятивной парадигме в лингвистике. М.: ЯСК, 2023. 216 с.

Рудяков 1989 — Рудяков Н. А. Основы анализа художественного текста. Киев: Наукова думка, 1989. 152 с.

Рудяков 1972 — Рудяков Н. А. Основы стилистического анализа художественного произведения. Кишинев: Штиинца, 1972. 180 с.

Рудяков 1993 — Рудяков Н. А. Поэтика, стилистика художественного произведения. Симферополь: Таврия, 1993. 146 с.

Степанченко 1991 — Степанченко И. И. Поэтический язык Сергея Есенина (анализ лексики). Харьков: ХГПИ, 1991. 189 с.

Теория 2010 — Теория текста: учеб. пособие. Чувакина A. A. (ред.). 2‑е изд., перераб. и доп. М.: Флинта; Наука, 2010. 224 с.

Тюпа 2009 — Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. 3‑е изд., стер. М.: Академия, 2009. 336 с.

Загрузки

Опубликован

29.12.2024

Как цитировать

Дорофеев, Ю. В. (2024). Интерпретация художественного произведения в работах Н. А. Рудякова. Мир русского слова, (2), 40–47. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.205

Выпуск

Раздел

Язык и литература

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)