Технологии обучения китайских студентов-филологов аудированию аутентичных новостных текстов
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.409Аннотация
Статья посвящена проблеме развития аудитивных умений китайских студентов-филологов на продвинутом этапе обучения русскому языку как иностранному. Описаны предпосылки для внедрения в образовательный процесс новых технологий. Методисты КНР находятся в активном поиске эффективной модели обучения аудированию, потому как китайский государственный экзамен по русскому языку как иностранному восьмого уровня (ТРЯ‑8) предполагает, что у студентов-филологов к концу обучения должен быть сформирован навык понимания звучащего аутентичного неадаптированного медиатекста. Однако немногочисленные учебные пособия по аудированию, используемые в китайских вузах, направлены на контроль уже сформированных аудитивных умений, а не на обучение слушанию новостей. В опоре на многолетний практический опыт работы в вузах КНР автор представляет свое видение решения проблемы и предлагает вариант методического обеспечения аудиовизуального курса на продвинутом этапе обучения. Столпами предложенной модели выступают прототипический характер новостного текста и повторяемость коммуникативных фрагментов в текстах одного тематического поля. На стадии обучения аудированию в качестве визуальной опоры для понимания общего содержания новости автор предлагает использовать вопросную карту, состоящую из универсальных вопросов. Предложенная модель обучения аудированию направлена на развитие глобального и детального понимания звучащего новостного текста и учитывает особенности китайской системы лингвистического образования и этнопсихологические черты обучающихся. В статье сформулированы цели и задачи аудиовизуального курса, кратко охарактеризован субтест «Аудирование» ТРЯ‑8, определено тематическое содержание курса, описаны критерии отбора языкового материала, сущность и роль вопросной карты при развитии аудитивных умений, этапы работы с новостным текстом, подчеркнута новизна предлагаемой модели обучения, дана структура урока, представлены некоторые типы заданий.
Ключевые слова:
русский язык как иностранный (РКИ), китайские студенты, аудирование, новостной текст, коммуникативный фрагмент, прототипический текст, вопросная карта
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.