Технологии обучения китайских студентов-филологов аудированию аутентичных новостных текстов

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.409

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития аудитивных умений китайских студентов-филологов на продвинутом этапе обучения русскому языку как иностранному. Описаны предпосылки для внедрения в образовательный процесс новых технологий. Методисты КНР находятся в активном поиске эффективной модели обучения аудированию, потому как китайский государственный экзамен по русскому языку как иностранному восьмого уровня (ТРЯ‑8) предполагает, что у студентов-филологов к концу обучения должен быть сформирован навык понимания звучащего аутентичного неадаптированного медиатекста. Однако немногочисленные учебные пособия по аудированию, используемые в китайских вузах, направлены на контроль уже сформированных аудитивных умений, а не на обучение слушанию новостей. В опоре на многолетний практический опыт работы в вузах КНР автор представляет свое видение решения проблемы и предлагает вариант методического обеспечения аудиовизуального курса на продвинутом этапе обучения. Столпами предложенной модели выступают прототипический характер новостного текста и повторяемость коммуникативных фрагментов в текстах одного тематического поля. На стадии обучения аудированию в качестве визуальной опоры для понимания общего содержания новости автор предлагает использовать вопросную карту, состоящую из универсальных вопросов. Предложенная модель обучения аудированию направлена на развитие глобального и детального понимания звучащего новостного текста и учитывает особенности китайской системы лингвистического образования и этнопсихологические черты обучающихся. В статье сформулированы цели и задачи аудиовизуального курса, кратко охарактеризован субтест «Аудирование» ТРЯ‑8, определено тематическое содержание курса, описаны критерии отбора языкового материала, сущность и роль вопросной карты при развитии аудитивных умений, этапы работы с новостным текстом, подчеркнута новизна предлагаемой модели обучения, дана структура урока, представлены некоторые типы заданий.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный (РКИ), китайские студенты, аудирование, новостной текст, коммуникативный фрагмент, прототипический текст, вопросная карта

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Москвитина 2013 — Москвитина Л. И. В мире новостей: учебное пособие по развитию навыков аудирования на материале языка средств массовой информации (продвинутый этап) . Ч. 2. СПб.: Златоуст, 2013. 152 с.

Цуй 2015 — Цуй В. Аудиовизуальный курс русского языка (продвинутый уровень) . Пекин: Изд-во преподавания и исследования иностранных языков, 2015. 185 с.

Шуников 2012 — Шуников В. Л. Говорит и показывает Россия: курс аудирования на матер. теленовостей. М.: Русский язык. Курсы, 2012. 250 с.

ЛИТЕРАТУРА

Азимов, Щукин 2009 — Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов. М.: Икар, 2009. 448 с.

Антонов, Антонова 2017 — Антонов С. А., Антонова Ю. А. Методика обучения аудированию новостного текста (опыт подготовки китайских студентов к государственному тесту по русскому языку 8 уровня). Педагогическое образование в России. 2017, (4): 69–74.

Брызгалина 2017 — Брызгалина Е. Д. Лингводидактический потенциал телевизионного медиатекста в практике преподавания РКИ. В сб.: Языки. Культуры. Перевод: русское кино вчера, сегодня, завтра: сб. науч. труд. Вып. 1. М.: МАКС Пресс, 2017. С. 46–53.

Гаспаров 1996 — Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 352 с.

Гончар 2007 — Гончар И. А. Валидность обучающего аудиотекста. Мир русского слова. 2007, (4): 71–77.

Гончар 2010 — Гончар И. А. Модель обучения аудированию иноязычного текста. Мир русского слова. 2010, (1): 86–92.

Гончар 2015 — Гончар И. А. Принципы обучения аудированию иноязычного текста. Мир русского слова. 2015 (4): 101–105.

Добросклонская 2020 — Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. М.: КДУ; Добросвет, 2020. 180 с.

Дун 2019 — Дун Х. Трудности китайских учащихся при овладении навыками аудирования русских аутентичных аудиовизуальных текстов (на материале телеинтервью). МНКО. 2019, (77): 115–117.

Зайцева, Терских 2023 — Зайцева О.А., Терских М. В. Дидактический потенциал новостных видеосюжетов на занятиях по русскому языку как иностранному. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023, (2): 216–228.

Кубрякова 2001 — Кубрякова Е. С. О тексте и критериях его определения. В сб.: Текст. Структура и семантика. Вып. 1. М.: Редакция «Спортивная жизнь», ЗАО «СпортАкадемПресс», 2001. С. 72–81.

Ли, Колода 2019 — Ли С., Колода С. А. Трудности обучения китайских студентов аудированию русскоязычных новостных текстов. Ярославский педагогический вестник. 2019, (3): 69–76.

Пассов, Кибирева, Колларова 2015 — Пассов Е. И., Кибирева Л. В., Колларова Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация): методическое пособие для русистов. СПб.: Златоуст, 2015. 200 с.

Загрузки

Опубликован

07.04.2025

Как цитировать

Антонова, Ю. А. (2025). Технологии обучения китайских студентов-филологов аудированию аутентичных новостных текстов. Мир русского слова, (4), 81–90. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.409

Выпуск

Раздел

Методика