Эмотивность в новостном дискурсе с компонентом нативной рекламы

Авторы

  • Ольга Витальевна Хорохордина Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 11; Университет иностранных языков Хангук (Сеул, Республика Корея), 107, Имун-ро, Донгдэмун-гу, Сеул, 02450, Республика Корея

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-3-14-21

Аннотация

Данная статья посвящена выявлению особенностей реализации категории эмотивности в новостном дискурсе с компонентом нативной рекламы. Материалом статьи послужил один блок новостной программы на Липецком телевидении, который содержит телерепортаж, а также включает компоненты коммерческой и деловой нативной рекламы. Проведённый в русле когнитивно-дискурсивного подхода композиционный, контекстуальный, семантический, ассоциативный анализ материала позволил сделать следующие выводы. Частое встраивание нативного рекламного сообщения в новостной текст основано на близости их жанровых черт. При этом нативная реклама трансформирует новостной жанр; она подчиняет информативные стратегии, воплощающиеся в новостном жанре через объективный способ изложения, презентационной стратегии, основывающейся в существенной степени на воплощении категории эмотивности. Категория эмотивности в новостном теледискурсе с компонентом нативной рекламы реализуется преимущественно не через эмотивные значения языковых единиц, а через актуализацию, ассоциирование, резонанс и контраст эмотивных фонов фрагментов действительности, отражаемых вербальными и невербальными средствами. Это также интенсифицирует проявление скрытой эмотивной тональности речи журналиста, чем обеспечивается реализация нативной рекламы в новостном дискурсе. Категория эмотивности в новостном теледискурсе с компонентом нативной рекламы реализуется не только на тематико-ассоциативном уровне, но и на социально-регулятивном. Апелляция к эмоциональным императивам, культивируемым в данном обществе, формирует в дискурсе перлокутивный эмотивный сюжет, который внушает адресату мысль о том, что, с одной стороны, рекламируемый объект обеспечит индивидуальное переживание удовольствия, с другой — демонстрация испытываемых эмоций позволит потребителю обрести имидж счастливого человека, соответствующий самому важному для современного социума эмоциональному императиву. Оперирование в новостном дискурсе эмоциональными императивами ведёт как к воплощению скрытых интенций нативной рекламы, так и к утверждению в социуме эмоциональных ценностей, свойственных обществу потребления.

Ключевые слова:

эмотивность, эмотивный фон, эмотивная тональность, эмоциональные императивы общества, нативная реклама, новостной дискурс, дискурсивные стратегии и тактики

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Брюкнер 2007 — Брюкнер П. Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье. Пер. с фр. Н. Мавлевич. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007. 240 с.

Ионова 1998 — Ионова С. В. Эмотивность текста как лингвистическая проблема. Автореферат дис. … кандидата филол. наук. Волгоград, 1998. 14 с.

Колокольцева 2011 — Колокольцева Т. Н. Предисловие. В сб.: Рекламный дискурс и рекламный текст. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. С. 5–9.

Красных 2007 — Красных В. В. Воспроизводимость как лингво-когнитивный феномен. В сб.: III Международный конгресс исследователей русского языка. Русский язык: исторические судьбы и современность. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 20–23.

Кубрякова 2000 — Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике. В сб.: Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты. М.: РАН ИНИОН, 2000. С. 5–13.

Кудряшов, Симонян 2019 — Кудряшов А. А., Симонян Л. Г. Феномен эмоционального заражения в психологии и психофизиологии (сообщение 1). Психология. Психофизиология. 2019, 12, (4): 12–23.

Олянич 2011 — Олянич А. В. Рекламный дискурс и его конститутивные признаки. В сб.: Рекламный дискурс и рекламный текст. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. С. 10–37.

Пирогова 2000 — Пирогова Ю. К. Имплицитная информация в рекламе. В сб.: Рекламный текст: семиотика и лингвистика. М.: Международный институт рекламы, Издательский дом Гребенникова, 2000. С. 93–103.

Симонова 2021 — Симонова О. А. Эмоциональные императивы позднесовременного общества и их социальные последствия. Социологический журнал. 2021, 27 (2): 25–45.

Сонин 2003 — Сонин А. Г. Общепсихологические и когнитивные механизмы понимания мультимедийных текстов. Вопросы психолингвистики. 2003, (1): 43–56.

Ходус 2015 — Ходус Е. В. Принудительное счастье как современный социокультурный императив. Антропологічні виміри філософських досліджень. 2015, (8): 64–73.

Хорохордина 2013 — Хорохордина О. В. Инструкция как тип текста. Мир русского слова. 2013, (4): 7–14.

Черняева 2013 — Черняева Т. И. Ландшафты счастья: эмоциональные основания современного потребления. Известия Саратовского университета. Нов. серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013, 13, (3): 90–95.


References

Брюкнер 2007 — Bruckner Р. L’Euphorie perpétuelle: Essais sur le devoir de bonheur. Transl. from French by N. Mavlevich. St. Petersburg: Ivan Limbakh Publ., 2007. 240 P. (In Russian)

Ионова 1998 — Ionova S. V. Emotivity of the text as a linguistic problem. Extended abstract of Doctor’s thesis, Philology. Volgograd, 1998. 14 p. (in Russian)

Колокольцева 2011 — Kolokoltseva T. N. Preface. In: Reklamnyi diskurs i reklamnyi tekst. Moscow: FLINTA: Nauka Publ., 2011. P. 5–9. (in Russian)

Красных 2007 — Krasnykh V. V. Reproducibility as a linguistic-cognitive phenomenon. In: III Mezhdunarodnyi congress issledovatelei russkogo iazyka. Russkii iazyk: istoricheskie sudby I sovremennost. Moscow: MAKS Press Publ., 2007. P. 20–23. (in Russian)

Кубрякова 2000 — Kubriakova E. S. On the concepts of discourse and discursive analysis in modern linguistics. In: Diskurs, rech, rechevaia deiatelnost: funktsionalnye i strukturnye aspekty. Moscow: RAN INION Publ., 2000. P. 5–13. (in Russian)

Кудряшов, Симонян 2019 — Kudriashov A.A., Simonian L.G. The phenomenon of emotional infection in psychology and psychophysiology (message 1). Psikhologiia. Psikhofisiologiia. 2019, 12, (4): 12–23. (in Russian)

Олянич 2011 — Olianich A. V. Advertising discourse and its constitutive features. In: Reklamnyi diskurs i reklamnyi tekst. Moscow: FLINTA: Nauka Publ., 2011. P. 10–37. (in Russian)

Пирогова 2000 — Pirogova Iu. K. Implicit information in advertising. In: Reklamnyi tekst: semiotika i lingvistika. Moscow: Mezhdunarodnyi institute reklamy, Grebennikov Publ., 2000. P. 93–103. (in Russian)

Симонова 2021 — Simonova O. A. Emotional imperatives of late modern society and their social consequences. Sotsiologicheskii zhurnal. 2021, 27 (2): 25–45. (in Russian)

Сонин 2003 — Sonin A. G. General psychological and cognitive mechanisms of understanding multimedia texts. Voprosy psikholingvistiki. 2003, (1): 43–56. (in Russian)

Ходус 2015 — Khodus E.V. Forced happiness as a modern socio-cultural imperative. Antropologichni vimiri filosofskikh doslidzhen. 2015, (8): 64–73. (in Russian)

Хорохордина 2013 — Khorokhordina O. V. Instructions as a text type. Mir russkogo slova. 2013, (4): 7–14. (in Russian)

Черняева 2013 — Cherniaeva T. I. Landscapes of happiness: the emotional foundations of modern consumption. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Nov. seriia. Ser. Filosofia. Psikhologiia. Pedagogika. 2013, 13, (3): 90–95. (in Russian)


Справочные материалы

Native Advertising [Электронный ресурс]. URL: https://www.sharethrough.com/nativeadvertising/ (дата просмотра 27.08.2021).


Источник материала

Экотуризм в Становлянском районе. ТРК «Липецкое время» [Электронный ресурс]. URL: https://lipetsktime.ru/news/society/v_stanovlyanskom_rayone_pokazhut_turistam_domashnikh_zhivotnykh_i_ugostyat_ovoshchami_s_gryadok/ (дата обращения 25.08.2021).

Загрузки

Опубликован

30.09.2021

Как цитировать

Хорохордина, О. В. (2021). Эмотивность в новостном дискурсе с компонентом нативной рекламы. Мир русского слова, (3), 14–21. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-3-14-21

Выпуск

Раздел

Лингвистика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)