Интернет-тексты с компонентом нативной рекламы в разных дискурсах: лингвистические особенности и возможности использования в обучении РКИ

Авторы

  • Татьяна Михайловна Обухова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1
  • Светлана Павловна Синявская Санкт-Петербургский юридического институт (филиал) Университета прокуратуры РФ, 191014 Санкт-Петербург, Литейный пр., дом 44
  • Сюй Ханьти Санкт-Петербургский государственный университет, 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 11

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-3-92-102

Аннотация

Статья посвящена функционированию нативной рекламы в собственно рекламном, научном и юридическом дискурсах. Авторы рассматривают контактоустанавливающие интенции в различных речевых жанрах, в которые встраивается рекламная информация. Последовательно анализируются объект рекламы, авторская модальность и образ читателя как конструктивные доминанты языковой композиции текста нативной рекламы. Кроме того, авторы статьи обращают внимание на мотивационную направленность и информационную насыщенность текста, его стилевые, композиционные и структурные компоненты. Предпринимается попытка выявить новые форматы нативной интеграции в научном и юридическом дискурсах, поскольку привычные форматы и границы естественной рекламы не вписываются в формализованную структуру научных и юридических текстов. Примером нестандартных форматов может служить открытый доступ к полнотекстовым научным публикациям, образовательным порталам и электронным ресурсам, приглашение стать членом авторского коллектива, собственно проект как способ бытия научного знания, наличие логотипа и названия компании, телефонов для связи, рекомендация адресату сделать репост в социальных сетях, смена регистров общения для демонстрации примеров из судебной практики и др. Делается вывод о том, что дискурсивное пространство непосредственно влияет на формат и границы рекламного контента, а сценарии рекламы в таком случае выступают дискурсивными элементами. В статье также представлена лингводидактическая интерпретация фрагментов, в которых встречается нативная реклама. Модель работы строится вокруг выявления рекламной интеграции, установления её интенций и смыслосодержащих форм, благодаря чему становится возможным системное, цельное понимание текста. Вместе с тем подобная работа направлена на развитие умений рассуждать, оценивать, интерпретировать полученную информацию, что представляется необходимым для формирования коммуникативной компетенции в профессиональной сфере общения. Более того, анализ нативного контента знакомит будущих иностранных маркетологов, историков, лингвистов и юристов с рабочими инструментами, предлагает современные и одновременно полезные источники для самообразования.

Ключевые слова:

нативная реклама, форматы нативного контента, интернет-тексты, рекламный дискурс, научный дискурс, юридический дискурс, преподавание русского языка как иностранного

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Электронные источники

Медиакит 2020. Режим доступа: https://meduza.io/static/ads/mediakit-2020.pdf (дата обращения: 05.07.2021)

IAB Native Advertising Playbook 2.0 / IAB, 2019. Режим доступа: https://www.iab.com/insights/iab-native-advertising-playbook-2-0/ (дата обращения: 02.07.2021)


Литература

Анисимов, Горошко 2018 — Анисимов В. Е., Горошко Е. И. Нативная реклама как инструмент digital-коммуникации бренда. Медиалингвистика. 2018, 5(4): 409–423.

Быкова 2018 — Быкова Е. В. Нативная реклама: речевые особенности презентации информации. Медиалингвистика. 2018, 5(4): 534–544.

Волкова 2014 — Волкова И. И. Тест в интернет-журналистике: особенности игрового формата. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014, 12(42), ч. 3: 40–42.

Дьякова 2011 — Дьякова А. А. Основные характеристики функциональных типов текстов юридического дискурса, адаптированных к условиям медийного дискурса. Lingua mobilis. 2011, 6 (32): 79–86.

Золотарева, Андреева 2020 — Золотарева Л. А., Андреева И. Г. Особенности заголовков в Интернет-маркетинге (на примере YouTube, netology.ru, habr.com). Мир русского слова. 2020, (4): 39–48.

Золотова, Онипенко, Сидорова 2004 — Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. Золотова Г. А. (отв. ред.). М.: Наука, 2004. 544 с.

Козлова, Карпухин 2017 — Козлова О. А., Карпухин Д. П. Нативная реклама: теория и практика современных инструментов онлайн-рекламы. Реклама. Теория и практика. 2017, (4): 242–249.

Макарина, Маркелов 2021 — Макарина А. И., Маркелов К. В. Особенности использования нативной рекламы в современных русскоязычных интернет-изданиях. Медиаскоп. 2021, (1). Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2697.

Мелехова 2015 — Мелехова А. С. Нативная реклама как элемент digital коммуникационной стратегии бренда. Вестник экономики, права и социологии. 2015, (3): 242–245.

Нестерова, Складан 2017 — Нестерова С. И., Складан Н. С. Нативная реклама как эффективный инструмент взаимодействия с потребителями. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017, 2(65): 54–57.

Османова 2018 — Османова А. И. Нативная реклама в коммуникационной деятельности российских банков. Медиаскоп. 2018, (1): 8–9.

Плунгян, Стойнова 2016 — Плунгян В. А., Стойнова Н. М. О проекте Корпусной грамматики русского языка. Русский язык за рубежом. 2016, 3 (256): 12–19.

Семячкин, Сергеев, Кисляк 2016 — Семячкин Д. А., Сергеев М. А., Кисляк Е. В. Открытый доступ как нативная реклама научного журнала. Университетская книга. 2016, (7): 66–70.

Трищенко 2017 — Трищенко Н. Д. Открытый доступ к науке: анализ преимуществ и пути перехода к новой модели обмена знаниями. Засурский И. И. (ред.). М.: Ассоциация интернет-издателей; Кабинетный учёный, 2017. 200 с.

Amazeen M. A. & Wojdynski B. W. — Amazeen M. A. & Wojdynski B. W. The effects of disclosure format on native advertising recognition and audience perceptions of legacy and online news publishers. Digital Journalism. 2018, 6 (2): 1–20.

Campbell C., Mark L.J. 2015 — Campbell C., & Mark L.J. Good native advertising isn’t a secret. Business Horizons. 2015, 58 (6), 599–606.

Schauster E. E., Patrick Ferrucci P., Neill M. S. 2016 — Schauster E. E., Patrick Ferrucci P., & Neill M. S. Native Advertising is the New Journalism: How Deception Affects Social Responsibility. American Behavioral Scientist. 2016, vol. 60 (12), 1408–1424.

Wojdynski B. W., & Evans N. J. 2016 — Wojdynski B. W., & Evans N. J. Going Native: Effects of Disclosure Position and Language on the Recognition and Evaluation of Online Native Advertising. Journal of Advertising. 2016, 45 (2), 157–168.


References

Анисимов, Горошко 2018 — Anisimov V. E., Goroshko E. I. Native advertising as a tool for digital brandcommunication. Medialingvistika. 2018, 5 (4): 409–423. (In Russian)

Быкова 2018 — Bykova E. V. Native advertising: speech presentation. Medialingvistika. 2018, 5 (4), 534–544. (In Russian)

Волкова 2014 — Volkova I. I. Test in Internet Journalism: Specifics of game format. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2014, 12(42), ч. 3: 40–42. (In Russian)

Дьякова 2011 — Dyakova A. A. The main characteristics of functional types of texts of legal discourse adapted to the conditions of media discourse. Lingua Mobilis. 2011, 6 (32): 79–86. (In Russian)

Золотарева, Андреева 2020 — Zolotareva L. A., Andreeva I. G. Specific features of Internet marketing headlines (YouTube, netology.ru, habr.com). Mir russkogo slova. 2020, (4): 39–48. (In Russian)

Золотова, Онипенко, Сидорова 2004 — Zolotova G. A., Onipenko N. K., Sidorova M. Iu. The Communicative Grammar of Russian. Zolotova G. A. (gen. ed.). Moscow: Nauka Publ., 2004. 544 p. (In Russian)

Козлова, Карпухин 2017 — Kozlova O. A., Karpukhin D. P. Native Advertising: Theory and Practice of Contemporary OnlineAdvertising Instruments. Reklama: Teoriya & Praktika. 2017, (4): 242–249. (In Russian)

Макарина, Маркелов 2021 — Makarina A. I., Markelov K. V. Features of the use of native advertising in modern Russianlanguage Internet publications. Mediaskop. 2021, (1). URL: http://www.mediascope.ru/2697. (In Russian)

Мелехова 2015 — Melekhova A. S. Native advertising as an element of digital communication strategy of the brand. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. 2015, (3): 242–245. (In Russian)

Нестерова, Складан 2017 — Nesterova S. I., Skladan N. S. Native advertising as an effective tool of interaction with customers. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii. 2017, 2(65): 54–57. (In Russian)

Османова 2018 — Osmanova A. I. Native Advertising in the Communication Activities of Russian Banks. Mediaskop. 2018, (1): 8–9. (In Russian)

Плунгян, Стойнова 2016 — Plungian V. A., Stoynova N. M. On a project of corpus-based grammar of Russian. Russkii iazyk za rubezhom. 2016, 3(256): 12–19. (In Russian)

Семячкин, Сергеев, Кисляк 2016 — Semyachkin D. A., Sergeev M. A., Kislyak E. V. Open Access as a native advertising for a scientific journal. Universitetskaia kniga. 2016, (7): 66–70. (In Russian)

Трищенко 2017 — Trishchenko N. D. Otkrytyi dostup k nauke: analiz preimushchestv i puti perekhoda k novoi modeli obmena znaniiami. Zasurskii I. I. (ed.). Moscow: Assotsiatsiia internetizdatelei; Kabinetnyi uchenyi Publ., 2017. 200 p. (In Russian)

Amazeen M. A. & Wojdynski B. W. 2018 — Amazeen M. A. & Wojdynski B. W. The effects of disclosure format on native advertising recognition and audience perceptions of legacy and online news publishers. Digital Journalism. 2018, 6 (2): 1–20.

Campbell C., & Mark L.J. 2015 — Campbell C., & Mark L.J. Good native advertising isn’t a secret. Business Horizons. 2015, 58 (6), 599–606.

Schauster E. E., Patrick Ferrucci P., & Neill M. S. 2016 — Schauster E. E., Patrick Ferrucci P., & Neill M. S. Native Advertising is the New Journalism: How Deception Affects Social Responsibility. American Behavioral Scientist. 2016, vol. 60 (12), 1408–1424.

Wojdynski B. W., & Evans N. J. — Wojdynski B. W., & Evans N. J. Going Native: Effects of Disclosure Position and Language on the Recognition and Evaluation of Online Native Advertising. Journal of Advertising. 2016, 45 (2), 157–168.

Загрузки

Опубликован

30.09.2021

Как цитировать

Обухова, Т. М., Синявская, С. П., & Ханьти, С. (2021). Интернет-тексты с компонентом нативной рекламы в разных дискурсах: лингвистические особенности и возможности использования в обучении РКИ. Мир русского слова, (3), 92–102. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-3-92-102

Выпуск

Раздел

Методика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)