Даосизм как константа в творчестве В. Пелевина

Авторы

  • Исянь Чжан Санкт-Петербургский государственный университет Университетская наб. 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-68-73

Аннотация

Даосизм, считаясь экзотической философией, стал одним из популярных культурных явлений на Западе. В таком же контексте он воспринимается в русской постмодернистской литературе. Наиболее примечательно раскрываются образы и мотивы культуры даосизма в творчестве В. Пелевина, который знаком с дзэн-буддизмом и китайской классической литературой. Статья посвящена осмыслению и выявлению значения философии и эстетики даосизма в постмодернистской поэтике В. Пелевина. В статье исследуются пространственно-временные отношения, образы персонажей и образы-символы как значимые компоненты дискурса В. Пелевина в произведениях «СССР Тайшоу Чжуань», «Чапаев и пустота», «Нижняя тундра», «Запись о поиске ветра» и «Священная книга оборотня». Исследование показало, что В. Пелевин создает своеобразную трансформацию времени и пространства, яви и сна, характеризующую отсутствие четкой границы между иллюзией и реальностью, опираясь на философию «духовной свободы» Чжуанцзы и известную аллегорию «Сна Чжуан-цзы». Вместе с тем в создании образов таких персонажей, как ученик мудрец, император-сумасшедший Юань Мэн, оборотень лисы А Хули, писатель не только обращается к понятиям «совершенный мудрец», Дао, Инь-Яна и «естественность» из даосских книг «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы», но и заимствует подобие двусмысленных и туманных фраз Лао-цзы. Особое внимание уделяется контакту оборотня лисы А Хули и оборотня волка Александра, который отмечен метафорическим столкновением восточной старинной духовной культуры и западной постиндустриальной культуры. Кроме того, исследование ряда даосских образов-символов и метафор, в том числе классический круг Инь-Ян, порошок пяти камней, флейта, варган оказались значимыми для выявления влияния даосизма на построение мотивной структуры и акцент духовного совершенства человека в современной реальности. Также отмечается, что даосизм частично перемещается в мифопоэтическую сферу В. Пелевина, создавая авторский неомиф. Таким образом, даосизм может быть назван константой художественного мира В. Пелевина.

Ключевые слова:

В. Пелевин, даосизм, философия, пространственно-временные отношения, образ, духовное

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Источники

Пелевин 2021 — Пелевин В. О. Нижняя тундра. URL: http://pelevin.nov.ru/rass/pe-tundr/1.html (время обращения: 04.01.2021)

Пелевин 2020 — Пелевин В. О. Священная книга оборотня. М.: Эксмо, 2020.

Пелевин 1999 — Пелевин В. О. Чапаев и Пустота. М.: Вагриус, 1999.


Литература

Башляр 1999 — Башляр Г. Грёзы о воздухе. Опыт о воображении движения. Пер. с франц. Б. М. Скуратова. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.

Коваленко 2010 — Коваленко А. Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века. М.: РУДН, 2010.

ЛаоЦзы 2014 — ЛаоЦзы. Дао дэ цзин. Пер. и примеч. Ян Хин-Шуна. СПБ.: Азбука, 2014.

Тайлор 1989 — Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

Юрьева, Андреева 2017 — Юрьева О. О., Андреева С. А. Мифопоэтический контекст романа В. Пелевина «Священная книга оборотня». Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017, (11–2): 26–30.

Бу Суншань 1998 — Бу Суншань. Кукла духа эпохи: комментарий к западному признанию даосизма. Пер. с немец. ЧжаоМяоген. Философские исследования. 1998, (7): 36–46. (на китайском языке; 卜松山.时代精神的玩偶:对西方接受道家 思想的评述.赵妙根译.哲学研究, 1998 (7))

Peter Sloterdijk 1989 — Peter Sloterdijk. Eurotaoismus. Zur Kritik der politischen Kinetik. Frankfurt. 1989.


References

Башляр 1999 — Bachelard G. Dreams of air. Experience about the imagination of movement. Moscow. 1999. (in Russian)

Коваленко 2010 — Kovalenko A.G. Essays on Artistic Confl ictology: Antinomianism and the Binary Archetype in Russian Literature of the 20th Century. Moscow. 2010. (in Russian)

ЛаоЦзы 2014 — Lao Tzu. Tao Te Ching. St. Petersburg. 2014. (in Russian)

Тайлор 1989 — Taylor E.B. Primitive culture. Moscow. 1989. (in Russian)

Юрьева, Андреева 2017 — Yurieva O.O, Andreeva S.A. Mythopoetic context of V. Pelevin‘s novel «The Sacred Book of the Werewolf». Filologicheskie nauki. Voprosi teori i ipraktiki. 2017, (11-2): 26-30. (in Russian)

Бу Суншань 1998 — Bu Songshan. The doll of the spirit of the era: a commentary on the Western recognition of Taoism. Filosofskie issledovaniya, 1998, (7): 36–46. (卜松山. 时代精神的 玩偶:对西方接受道家思想的评述.赵妙根译. 哲学研究, 1998 (7)). (in Chinese)

Peter Sloterdijk 1989 — Peter Sloterdijk. Eurotaoism. Frankfurt. 1989.

Загрузки

Опубликован

25.06.2021

Как цитировать

Чжан, И. (2021). Даосизм как константа в творчестве В. Пелевина. Мир русского слова, (2), 68–73. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-68-73

Выпуск

Раздел

Язык и литература