Интерактивность как свойство цифрового учебного текста и ее дидактический потенциал

Авторы

  • Татьяна Сергеевна Веселовская Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина ул. Академика Волгина, 6, Москва, 117485, Россия
  • Ольга Федоровна Купрещенко Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина ул. Академика Волгина, 6, Москва, 117485, Россия

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-80-87

Аннотация

В работе рассматривается интерактивность как свойство цифрового учебного текста. Цифровой текст является новым видом текста, который в образовательном контексте обнаруживает ряд преимуществ, связанных с усилением мотивации учащихся, а также их вовлеченности в учебный процесс. При этом насыщенность цифрового текста интерактивными элементами может негативно отразиться на его восприятии. Целью статьи является исследование влияния интерактивности как феноменообразующего свойства цифрового учебного текста на процесс и качество чтения с экрана. В работе были использованы теоретические и практические методы исследования. Были проанализированы и обобщены исследования, посвященные процессу чтения с экрана, что позволило сформулировать первичные гипотезы. Для выявления рефлексивной позиции читателя цифрового учебного текста и определения параметров текста, влияющих на его восприятие, был проведен опрос студентов Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина. Респондентами стали 32 учащихся магистерских программ института. Исследование показало, что учащиеся осознают специфические особенности цифрового учебного текста. Их оценка влияния интерактивности на процесс и результаты чтения совпадает с данными, полученными в ходе предыдущих экспериментов: так, студенты отмечают, что интерактивность положительно влияет на увлеченность и интерес в процессе чтения, а наличие внутренних гиперссылок, ведущих на тематические блоки текста, облегчает навигацию по тексту. В рамках последующих исследований будет проанализирована взаимосвязь между наличием интерактивных элементов в цифровом тексте и его пониманием, так как изучение методического потенциала цифровых интерактивных текстов является важной и перспективной исследовательской задачей.

Ключевые слова:

интерактивность, цифровой текст, цифровое чтение, цифровой учебный контент

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Абрамова 2015 — Абрамова М. В. Интерактивность учебного текста в контексте формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся. Образовательные технологии и общество. 2015, 18 (4): 529–539.

Бергельсон 2002 — Бергельсон М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002, (1): 55–67.

Валгина 2003 — Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 174 с.

Дридзе 1984 — Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семисоциопсихологии. М.: Наука, 1984. 232 с.

Костомаров 2010 — Костомаров В. Г. Дисплейный текст как форма сетевого общения. Russian Language Journal. 2010, (60): 141–147.

Лебедева, Куваева 2020 — Лебедева М. Ю., Куваева А. С. Синхронный онлайн-урок по РКИ как особая форма обучения в цифровой среде. Русский язык за рубежом. 2020, (2 (279)): 27–33.

Лебедева, Вергелес, Купрещенко, Жильцова, Веселовская 2020 — Лебедева М. Ю., Вергелес К. П., Купрещенко О. Ф., Жильцова Л. Ю., Веселовская Т. С. Факторы выбора цифрового формата для чтения и самооценка читательского поведения в цифровой среде (по данным опроса российских школьников). Science for Education Today. 2020, (6): 252–272.

Brown 2016 — Brown S. Young learners’ transactions with interactive digital texts using e-readers. Journal of Research in Childhood Education. 2016, 30 (1): 42–56.

Bus, Verhallen, de Jong 2009 — Bus A. G., Verhallen M., de Jong M. T. How onscreen storybooks contribute to early literacy. Multimedia and literacy development: Improving achievement for young learners. 2009: 153–167.

Cahill, McGill-Franzen 2013 — Cahill M., McGill-Franzen A. Selecting “app” ealing and “app” ropriate book apps for beginning readers. The reading teacher. 2013, 67 (1): 30–39.

Garcia, Quiros, Santos, González, Fernanz 2007 — Garcia R. R., Quiros J. S., Santos R. G., González S. M., Fernanz S. M. Interactive multimedia animation with macromedia fl ash in descriptive geometry teaching. Computers & Education. 2007, 49 (3): 615–639.

Graham, Metaxas 2003 — Graham L., Metaxas P. T. «Of course it’s true; I saw it on the Internet!» critical thinking in the Internet era. Communications of the ACM. 2003, 46 (5): 70–75.

Kao, Tsai, Liu, Yang 2016 — Kao G. Y. M., Tsai C. C., Liu C. Y., Yang C. H. The eff ects of high / low interactive electronic storybooks on elementary school students’ reading motivation, story comprehension and chromatics concepts. Computers & Education. 2016, 100: 56–70.

Kress 2003 — Kress G. R. Literacy in the new media age. Psychology Press, 2003.

Landow 2006 — Landow G. P. Hypertext 3.0: Critical Theory and New Media in an Era of Globalization (3rd ed.). The Johns Hopkins University Press, 2006.

Lee, Tedder 2003 — Lee M. J., Tedder M. C. The effects of three different computer texts on readers’ recall: based on working memory capacity. Computers in Human Behavior. 2003, 19 (6): 767–783.

Marshall 2005 — Marshall C. C. Reading and interactivity in the digital library: Creating an experience that transcends paper. Proceedings of CLIR / Kanazawa institute of technology roundtable. 2005, 5 (4): 1-20.

Miall, Dobson 2001 — Miall D. S., Dobson T. Reading hypertext and the experience of literature. Journal of digital information. 2001, 2 (1): 1–20.

Nelson 1992 — Nelson T. H. Literary Machines: The Report On, And Of, Project Xanadu, Concerning Word Processing, Electronic Publishing, Hypertext, Thinkertoys, Tomorrow’s Intellectual Revolution, And Certain Other Topics Including Knowledge, Education And Freedom. Sausalito: Mindful Press, 1992.

Pálsdóttir 2019 — Pálsdóttir Á. Advantages and disadvantages of printed and electronic study material: perspectives of university students. Information Research. 2019, 24 (2): 828.

Ryan 2001 — Ryan M.-L. Beyond Myth and Metaphor: The Case of Narrative in Digital Media. Game Studies. The International Journal of Computer Game Research. 2001, 1 (1). — URL: http://gamestudies.org/0101/ryan/ (датаобращения: 20.02.2021).

Schugar, Schugar, Penny 2011 — Schugar J. T., Schugar H., Penny C. A Nook or a Book? Comparing College Students’ Reading Comprehension Levels, Critical Reading, and Study Skills. International Journal of Technology in Teaching & Learning. 2011, 7 (2): 174–192.

Sutherland-Smith 2002 — Sutherland-Smith W. Web-text: Perceptions of digital reading skills in the ESL classroom. Prospect. 2002, 17 (1): 55–70.

van Os 2014 — van Os M. Digital Text in Education. Masterthesis, 2014. 72 с.


Словари и справочники

Дускаева 2006 — Дускаева Л. Р. Категория диалогичности (Функциональная семантико-стилистическая). Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Кожина М. Н. (ред.). М.: Флинта: Наука, 2006. С. 130–139.


References

Абрамова 2015 — Abramova M. V. Interactivity of the Educational Text in the Context of Formation of Communicative Competence of Foreign Students. Obrazovatel’nye tekhnologii i obshchestvo. 2015, 18 (4): 529–539. (in Russian)

Бергельсон 2002 — Bergelson M. B. Language aspects of virtual communication. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 19, Lingvistika i mezhkul’turnaia kommunikatsiia. 2002, (1): 55–67. (in Russian)

Валгина 2003 — Valgina N. S. Text theory. Moscow: Logos Publ., 2003. 174 p. (In Russian)

Дридзе 1984 — Dridze T. M. Textual activity in the structure of social communication. Problems of semisociopsychology. Problems of semisociopsychology. Moscow: Nauka Publ., 1984. 232 p. (in Russian)

Костомаров 2010 — Kostomarov V. G. Display text as a form of network communication. Russian Language Journal. 2010, 60: 141–147. (in Russian)

Лебедева, Куваева 2020 — Lebedeva M. Yu., Kuvaeva A. S. Synchronous online RSL lesson as a specifi c teaching and learning form in the digital educational environment. Russkii iazyk za rubezhom. 2020, 2 (279): 27–33. (in Russian)

Лебедева, Вергелес, Купрещенко, Жильцова, Веселовская 2020 — Lebedeva M. Yu., Vergeles K. P., Kupreshchenko O. F., Zhiltsova L. Yu, Veselovskaya T. S. The Russian schoolchildren’s digital reading: Factors aff ecting medium preferences and selfevaluation of digital reading practice. Science for Education Today. 2020, (6): 252–272. (in Russian)

Brown 2016 — Brown S. Young learners’ transactions with interactive digital texts using e-readers. Journal of Research in Childhood Education. 2016, 30 (1): 42–56.

Bus, Verhallen, de Jong 2009 — Bus A. G., Verhallen M., de Jong M. T. How onscreen storybooks contribute to early literacy. Multimedia and literacy development: Improving achievement for young learners. 2009: 153–167.

Cahill, McGill-Franzen 2013 — Cahill M., McGill-Franzen A. Selecting “app” ealing and “app” ropriate book apps for beginning readers. The reading teacher. 2013, 67 (1): 30–39.

Garcia, Quiros, Santos, González, Fernanz 2007 — Garcia R. R., Quiros J. S., Santos R. G., González S. M., Fernanz S. M. Interactive multimedia animation with macromedia fl ash in descriptive geometry teaching. Computers & Education. 2007, 49 (3): 615–639.

Graham, Metaxas 2003 — Graham L., Metaxas P. T. «Of course it’s true; I saw it on the Internet!» critical thinking in the Internet era. Communications of the ACM. 2003, 46 (5): 70–75.

Kao, Tsai, Liu, Yang 2016 — Kao G. Y. M., Tsai C. C., Liu C. Y., Yang C. H. The eff ects of high / low interactive electronic storybooks on elementary school students’ reading motivation, story comprehension and chromatics concepts. Computers & Education. 2016, 100: 56–70.

Kress 2003 — Kress G. R. Literacy in the new media age. Psychology Press, 2003.

Landow 2006 — Landow G. P. Hypertext 3.0: Critical Theory and New Media in an Era of Globalization (3rd ed.). The Johns Hopkins University Press, 2006.

Lee, Tedder 2003 — Lee M. J., Tedder M. C. The effects of three diff erent computer texts on readers’ recall: based on working memory capacity. Computers in Human Behavior. 2003, 19 (6): 767–783.

Marshall 2005 — Marshall C. C. Reading and interactivity in the digital library: Creating an experience that transcends paper. Proceedings of CLIR / Kanazawa institute of technology roundtable. 2005, 5 (4): 1-20.

Miall, Dobson 2001 — Miall D. S., Dobson T. Reading hypertext and the experience of literature. Journal of digital information. 2001, 2 (1): 1–20.

Nelson 1992 — Nelson T. H. Literary Machines: The Report On, And Of, Project Xanadu, Concerning Word Processing, Electronic Publishing, Hypertext, Th inkertoys, Tomorrow’s Intellectual Revolution, And Certain Other Topics Including Knowledge, Education And Freedom. Sausalito: Mindful Press, 1992.

Pálsdóttir 2019 — Pálsdóttir Á. Advantages and disadvantages of printed and electronic study material: perspectives of university students. Information Research. 2019, 24 (2): 828.

Ryan 2001 — Ryan M.-L. Beyond Myth and Metaphor: The Case of Narrative in Digital Media. Game Studies. The International Journal of Computer Game Research. 2001, 1 (1). — URL: http://gamestudies.org/0101/ryan/ (датаобращения: 20.02.2021).

Schugar, Schugar, Penny 2011 — Schugar J. T., Schugar H., Penny C. A Nook or a Book? Comparing College Students’ Reading Comprehension Levels, Critical Reading, and Study Skills. International Journal of Technology in Teaching & Learning. 2011, 7 (2): 174–192.

Sutherland-Smith 2002 — Sutherland-Smith W. Web-text: Perceptions of digital reading skills in the ESL classroom. Prospect. 2002, 17 (1): 55–70.

van Os 2014 — van Os M. Digital Text in Education. Masterthesis, 2014. 72 с.


Dictionaries and reference books

Дускаева 2006 — Duskaeva L. R. Category of dialogicity (Functional semantic-stylistic). In: Stilisticheskii entsiklopedicheskii slovar’ russkogo iazyka. Kozhina M. N. (ed.). Moscow: Flinta: Nauka Publ., 2006. pp. 130–139. (in Russian)

Загрузки

Опубликован

25.06.2021

Как цитировать

Веселовская, Т. С., & Купрещенко, О. Ф. (2021). Интерактивность как свойство цифрового учебного текста и ее дидактический потенциал. Мир русского слова, (2), 80–87. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-80-87

Выпуск

Раздел

Методика