Аутентичные тексты о спорте в обучении РКИ: жанровая вариативность и лингвометодический потенциал

Авторы

  • Татьяна Александровна Сироткина Сургутский государственный педагогический университет
  • Екатерина Михайловна Ананьева Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета
  • Елена Дмитриевна Брызгалина Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Ирена Робертовна Куралёва Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  • Мария Михайловна Сизых Байкальский государственный университет
  • Фатен Мухаммед Аль-Наджар Университет Абу-Даби (Объединённые Арабские Эмираты)

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-1-72-78

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования аутентичных текстов о спорте в обучении РКИ. Анализируются современные лингвистические концепции как основа практики обучения РКИ, определяется роль спортивного дискурса в современной коммуникации, описывается лингводидактический потенциал аутентичных текстов о спорте. Делается вывод о том, что набор тем в обучении РКИ, отражая существенные аспекты жизни российского общества, должен демонстрировать студентам разнообразие устных и письменных жанров современной русской речи и обладать существенным лингвокультурологическим потенциалом, который целесообразно выявлять на фоне соотносимой информации, релевантной для родной лингвокультуры обучающихся. Работа с аутентичными текстами о спорте, отобранными с учетом жанрово-стилевой вариативности, стратифицированными в соответствии с требованиями к уровням владения русским языком и снабжёнными системой коммуникативно ориентированных (в том числе и игровых) заданий, позволяет студентам осваивать не только тематические номинативные и эмоционально оценочные языковые средства, но и употреблять их в связанных со спортом эмоциогенных ситуациях с учётом русских поведенческих норм, что способствует формированию у иностранцев русской коммуникативной компетенции, в том числе и её эмоциональной и эмотивной составляющих. В статье рассматривается возможность использования аутентичных текстов о спорте в обучении РКИ. Анализируются современные лингвистические концепции как основа практики обучения РКИ, определяется роль спортивного дискурса в современной коммуникации, описывается лингводидактический потенциал аутентичных текстов о спорте. Делается вывод о том, что набор тем в обучении РКИ, отражая существенные аспекты жизни российского общества, должен демонстрировать студентам разнообразие устных и письменных жанров современной русской речи и обладать существенным лингвокультурологическим потенциалом, который целесообразно выявлять на фоне соотносимой информации, релевантной для родной лингвокультуры обучающихся. Работа с аутентичными текстами о спорте, отобранными с учетом жанрово-стилевой вариативности, стратифицированными в соответствии с требованиями к уровням владения русским языком и снабжёнными системой коммуникативно ориентированных (в том числе и игровых) заданий, позволяет студентам осваивать не только тематические номинативные и эмоционально оценочные языковые средства, но и употреблять их в связанных со спортом эмоциогенных ситуациях с учётом русских поведенческих норм, что способствует формированию у иностранцев русской коммуникативной компетенции, в том числе и её эмоциональной и эмотивной составляющих.

Ключевые слова:

аутентичный текст, русский язык как иностранный, спортивный дискурс, лингводидактическая интерпретация текста

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Источники

Иванова и др. 1999а — Иванова Т. А., Попова Т. И., Рогова К. А. и др. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение. М.–СПб.: Златоуст, 1999.

Иванова и др. 1999b — Иванова Т. А., Попова Т. И., Рогова К. А. и др. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Третий уровень. Общее владение. М.–СПб.: Златоуст, 1999.

Владимирова и др. 2001— Владимирова Т. Е. и др. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. М.–СПб.: Златоуст, 2001.

Нахабина и др. 2001 — Нахабина М. М. и др. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. М.–СПб.: Златоуст, 2001.


Литература

Бахтин 1986 — Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. В кн.: Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

Гумбрехт 2009 — Гумбрехт Х. У. Похвала красоте спорта. М.: Исторические исследования, 2009.

Добросклонская 2008 — Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008.

Караулов Петров 1989 — Караулов Ю. Н., Петров В. В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса. В кн.: ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. С. 5–11.

Малышева 2008 — Малышева Е. Г. Русский спортивный дискурс: теория и методология лингвокогнитивного исследования. Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Омск, 2011.

Митина 2008 — Митина С. И. Философский эго-текст: бытие в культуре. Автореф. дисс. … д-ра филос. наук. Саранск, 2008.

Рогалева 2019 — Рогалева А. А. Концепция аутентичности учебного языкового текста. Балтийский гуманитарный журнал. 2019, т. 8, (1 (26)): 136–138.

Рогова 2019 — Рогова К. А. Интервью как эго-жанр: ориентиры человека культуры В сб.: Аксиологические аспекты современных филологических исследований. Тезисы докладов международной научной конференции. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019. С. 50–52.

Сергеев, Бондарева, Праздницына 2019 — Сергеев С. А., Бондарева Е. П., Праздницына Ю. С. Специализированные тексты спортивной тематики на уроках РКИ. В сб.: Лингвистика ХХI века: традиции и инновации: сб. науч. статей к 30-летнему юбилею Санкт-Петербургского института иностранных языков. Серия «Концептуальный и лингвальный миры». СПб., 2019. С. 484–489.

Слотердайк, Хайнрихс 2015 — Слотердайк П., Хайнрихс Г. Солнце и смерть. Диалогические исследования. М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015.

Андрюшина и др. 2009 — Андрюшина Н. П. и др. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант. М. – СПб.: Златоуст, 2009.

Хорохордина 2018 — Хорохордина О. В. Лингвистические основания и методические принципы современного учебника по русскому языку как иностранному для продвинутого этапа обучения. Ценности и смыслы. 2018 (5 (57)): 152–167.

Шаховский 2009 — Шаховский В. И. Язык и эмоции в аспекте лингвокультурологии: учеб. пособ. по дисциплинам по выбору «Язык и эмоции» и «Лингвокультурология эмоций» для студ., магистрантов и асп. Ин-та иностр. яз. Волгогр. гос. пед. ун-та. Волгоград: Перемена, 2009.

Sloterdijk 2009 — Sloterdijk P. Du must dein Leben ändern. Über Religion, Artistik und Anthropotechnik, 2009. S.48–49.


References

Бахтин 1986 — Bahtin M. M. Th e problem of speech genres. In: Bahtin M.M. Literaturno-kriticheskie stat’i. Moscow, 1986. P. 428–472. (In Russian)

Гумбрехт 2009 — Gumbreht H. U. Praise for the beauty of the sport. Moscow, 2009 (In Russian)

Добросклонская 2008 — Dobrosklonskaya T. G. Medialinguistics: a systematic approach to learning the language of the media. Мoscow, 2008. (In Russian)

Караулов Петров 1989 — Karaulov Ju. N., Petrov V. V. From grammar of text to cognitive discourse theory. In: T.A. van Dejk. Jazyk. Poznanie. Kommunikacija. M.: Progress, 1989. P. 5–11. (In Russian)

Малышева 2008 — Malysheva E. G. Russian sports discourse: theory and methodology of linguo-cognitive research. Author’s abstract. dis. … Dr. Filol. sciences. Omsk, 36 p. (In Russian)

Митина 2008 — Mitina S. I. Philosophical his-text: being in culture. Author. diss. ... Doctor of Philosophy. Saransk, 43 p. (In Russian)

Рогалева 2019 — Rogaleva A. A. The concept of authenticity of educational language text. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2019, v. 8, (1 (26)): 136 – 138. (In Russian)

Рогова 2019 — Rogova K. A. Interview as his-genre: landmarks of a person of culture. In: Aksiologicheskie aspekty sovremennyh fi lologicheskih issledovanij. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ekaterinburg: Izdatel’skij dom «Azhur», 2019. P. 50–52. (In Russian)

Сергеев, Бондарева, Праздницына 2019 — Sergeev S. A., Bondareva E. P., Prazdnicyna Y. S. Specialized texts on sports topics in the lessons of RKI. In: Lingvistika ХХI veka: tradicii i innovacii: sb. nauch. statej k 30-letnemu yubileyu Sankt-Peterburgskogo instituta inostrannyh yazykov. Seriya «Konceptual’nyj i lingval’nyj miry». Sankt-Peterburg, 2019. P. 484–489. (In Russian)

Слотердайк, Хайнрихс 2015 — Sloterdajk P., Hajnrihs G. Sun and death. Dialogue research. Moscow: Izdatel’stvo Ivana Limbaha, 2015(In Russian)

Андрюшина и др. 2009 — Andryushina N. P. & oth. Requirements for Russian as a foreign language. First level. Shared ownership. Second level. Moscow–Sankt-Peterburg.: Zlatoust, 2009. 32 s. (In Russian)

Хорохордина 2018 — Khorokhordina O. V. Linguistic foundations and methodological principles of a modern textbook on Russian as a foreign language for an advanced stage of education. Cennosti i smysly. 2018 (5 (57)): 152–167. (In Russian)

Шаховский 2009 — Shahovskij V. I. Language and emotions in the cultural linguistics: textbook in elective subjects “Language and Emotions” and “Linguoculturology of Emotions” for students, undergraduates and postgraduates of Institute of foreign lang., Volgogr. state ped. university. Volgograd: Peremena, 2009. (In Russian)

Sloterdijk 2009 — Sloterdijk P. Du must dein Leben ändern. Über Religion, Artistik und Anthropotechnik, 2009. P.48–49.

Загрузки

Опубликован

25.03.2021

Как цитировать

Сироткина, Т. А., Ананьева, Е. М., Брызгалина, Е. Д., Куралёва, И. Р., Сизых, М. М., & Аль-Наджар, Ф. М. (2021). Аутентичные тексты о спорте в обучении РКИ: жанровая вариативность и лингвометодический потенциал. Мир русского слова, (1), 72–78. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-1-72-78

Выпуск

Раздел

Методика