Проектная деятельность в иностранной аудитории при обучении русскому языку: опыт организации проекта «символы россии»

Авторы

  • Наталья Сергеевна Шубина Петрозаводский государственный университет Петрозаводск, проспект Ленина, д. 33

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-1-79-86

Аннотация

В статье представлен опыт организации проектной деятельности иностранных учащихся в рамках дисциплины «Страноведение России» на примере китайских студентов, обучающихся по программе двойного диплома Петрозаводского государственного университета и Анхойского педагогического университета КНР по направлению «Филология». В ходе проведения исследования были использованы методы перспективного моделирования учебных ситуаций, методы интерпретативного и контекстуального анализа, а также наблюдение за работой обучающихся в ходе осуществления проектной деятельности и обобщение личного практического опыта в учебном процессе. В статье описаны принципы и этапы работы над проектом «Символы России». Реализация каждого из этапов проекта в иностранной аудитории, в частности китайской аудитории, имеет свои специфические особенности. В статье анализируются затруднения иностранных студентов, плохо знакомых с реалиями России, при выборе символа, отражающего характер, менталитет и духовные ориентации русского народа; недочеты при самостоятельном подборе материала и описании выбранного символа в связи с недостаточно свободным владением русским языком; ошибки при подготовке презентации, недостатки в ходе выступления перед аудиторией с докладом. Показан лингвострановедческий потенциал отдельных символов (культурных, архитектурных, технических и др.), а также способы адаптации описания артефактов России для иностранных студентов, владеющих русским языком на разных уровнях. Представлены рекомендации преподавателям, планирующим организацию проектной деятельности в иноязычной аудитории.

Ключевые слова:

эффективные методы обучения, метод проектов, страноведение, лингвострановедение, символы России

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Источники

Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». Инновационный сетевой проект. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2014-2020 г. URL: https://ls.pushkininstitute.ru


Литература

Авилова, Кислякова 2017 — Авилова Е. Р., Кислякова Н. Х. Метод проектов: история возникновения, типология, структура. В сб.: История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научной конференции научных сотрудников Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ. Казань: Академия наук Республики Татарстан, 2017. С. 143-147.

Антюхов 2010 — Антюхов А. В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы. Высшее образование в России. 2010 (10): 26-29.

Буре 2017 — Буре Н. А. Проектная деятельность и использование новых информационных технологий на занятиях по русскому языку в иностранной аудитории. Вестник научных конференций. 2017 (1-2 (17)): 27–30.

Вьюнов 2017 — Вьюнов Ю. А. Русский культурный архетип: страноведение России: учебное пособие. Москва : Издательство «Флинта», 2017. 496 с.

Дмитриева 2018 — Дмитриева Д. А. Применение метода проектов при обучении русскому языку иностранных студентов-медиков. Карельский научный журнал. 2018. Т.7, (1 (22)): 25–28.

Казабеева 2014 — Казабеева В. А. Метод проектов в обучении иностранных студентов русскому языку. Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. 2014, ( 4–2): 137–139.

Казакова 2013 — Казакова Е. В. Метод проектов в системе педагогических технологий обучения русскому языку как иностранному. Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. Т.12, (2 (105)): 101–105.

Евстратова, Исаева, Лешуков 2018 — Проектное обучение: практики внедрения в университетах. Евстратова Л. А., Исаева, Н. В., Лешукова О. В. (ред.). М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018. 152 с.

Тер-Минасова 2008 — Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово / Slovo, 2008. 264 с.

Токарева 2004 — Токарева Н. Д. Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык. Дубна: Издательство Феникс+, 2004. 376 с.

Чиркова 2020 — Чиркова В. М. Основные принципы и этапы проектной деятельности учащихся при изучении иностранного языка. Региональный вестник. 2020, (2 (41)): 60–62.


References

Авилова, Кислякова 2017 — Avilova E. R., Kisliakova N. Kh. Project method: origin, typology, structure. In: Proceedings of the conference: Istoriia Rossii i Tatarstana: itogi i perspektivy entsiklopedicheskikh issledovanii (Russia, Kazan’, 31 may). Kazan’, 2017. P. 143–147. (in Russian)

Антюхов 2010 — Antiukhov A. V. Higher school project education: challenges and perspectives. In: Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019, (10): 26–29. (in Russian)

Буре 2017 — Bure N. A. Project work and using new information technologies in Russian language classes with a foreign audience. In: Vestnik nauchnykh konferentsii. 2017, (1–2 (17)): 27–30. (in Russian)

Вьюнов 2017 — V’iunov, Iu. A. Russian cultural archetype: Russian country studies. Moscow, 2017. (in Russian)

Дмитриева 2018 — Dmitrieva D. A. Applying of the project method in teaching Russian to foreign students of medical department. In: Karel’skii nauchnyi zhurnal. 2018, vol. 7, (1 (22)): 25–28. (in Russian)

Казабеева 2014 — Kazabeeva V. A. Project method in teaching Russian language to foreign students. In: Aktual’nye problemy estestvennykh i gumanitarnykh nauk. 2014, (4–2): 137–139 (in Russian)

Казакова 2013 — Kazakova E. V. Method of projects in the system of pedagogical technologies of teaching Russian as a foreign language. In: Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2013, vol. 12, (2 (105)): 101–105. (in Russian)

Евстратова, Исаева, Лешуков 2018 — Project training: implementation practice in universities. Evstratova L. A, Isaeva N. V., Leshukov O. V. (ed.). Moscow, 2018 (in Russian)

Тер-Минасова 2008 — Ter-Minasova S. G. Language and intercultural communication. Moscow, 2008. (in Russian)

Токарева 2004 — Tokareva N. D. Russia and Russians. Dubna, 2004 (in Russian).

Чиркова 2020 — Chirkova V. M. Basic principles and stages of students’ project work in foreign language learning. In: Regional’nyi vestnik. 2020, (41): 60-62. (in Russian)

Загрузки

Опубликован

25.03.2021

Как цитировать

Шубина, Н. С. (2021). Проектная деятельность в иностранной аудитории при обучении русскому языку: опыт организации проекта «символы россии». Мир русского слова, (1), 79–86. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-1-79-86

Выпуск

Раздел

Методика