Антисказки в творчестве В. C. Высоцкого и Р. И. Рождественского: генезис, художественные находки

Авторы

  • Нина Яковлевна Сипкина ООО «Событие»

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.305

Аннотация

Впервые в сопоставительном аспекте рассматриваются антисказки В. С. Высоцкого («Песня-сказка про нечисть», «Лукоморья больше нет», «Куплеты нечистой силы») и Р. И. Рождественского («Сказка о кузнеце, укравшем лошадь», «Монолог царя зверей»), основанные на фольклорных жанрах (миф, быличка, бывальщина, сказка) и литературной сказке. В статье анализируются художественные особенности произведений. Работа базируется на результатах научных изысканий ученых-филологов в области фольклорных жанров, литературных сказок и антисказок. Корни фольклорных произведений уходят в мифологические пласты русской национальной культуры, связанные с развитием художественного сознания людей доисторических времен. Мифы, в которых отразились представления человека о мире, носили религиозный характер и не вызывали сомнения до тех пор, пока в них верили. После того как исчезла вера в одушевленных богов, мифы воспринимаются как выдумка и стали быличкой, бывальщиной, сказкой и др. Определяется, что в основе антисказок Высоцкого и Рождественского лежат атрибуты сказочной модели, которые используются авторами произведений для выявления несовершенства реального мира, его высмеивания. Одним из средств создания комических эффектов является гипербола. В свою очередь, гиперболизация выявляет идейный замысел произведений, усиливая их эстетическое и авторское звучание. Неся в себе традиции фольклорных жанров и литературной сказки, антисказки Высоцкого и Рождественского помогают читателю увидеть контраст между сказочным представлением о мире и реальностью, своеобразный антимир по отношению к миру правильному. В содержании антисказок ясно отражена авторская позиция: высмеивание обывательских предрассудков; мечта об уничтожении зла на земле; провозглашение ценности уникальной личности; развенчивание антиразума человеческого сообщества (разрушение дома, в котором оно живет).

Ключевые слова:

антисказка, миф, быличка, бывальщина, народная сказка, литературная сказка, сказочная модель, авторское звучание

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Асов 2010 — Асов А. И. Свято-Русские веды. Книга Коляды. М.: ФАИР, 2010. 576 с.

Высоцкий 1987 — Высоцкий В. С. На концертах Владимира Высоцкого. Виниловая грампластинка. Вып. 2. М.: Мелодия, 1987.

Высоцкий 1994 — Высоцкий В. С. Собрание сочинений в 7 т. Жильцов С. В. (сост.). Бишкек: Venda; Фридрихсдорф Velton, 1994. Т. 1. 648 c.

Высоцкий 1994 — Высоцкий В. С. Собрание сочинений в 7 т. Жильцов С. В. (сост.). Бишкек: Venda; Фридрихсдорф Velton, 1994. Т. 2. 672 c.

Высоцкий 2017 — Высоцкий В. С. Собрание сочинений. М.: Эксмо, 2017. 922 с.

Де Сент-Экзюпери 1991 — Де Сент-Экзюпери А. Южный почтовый. Письмо заложнику. Маленький принц. Пер. с фр. М.: Бук чембэр интернэшнл, 1991. 136 с.

Рождественский 2014 — Рождественский Р. И. Собрание сочинений. М.: Эксмо, 2014. 1088 с.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Кулагин — 2023. Кулагин А. В. «Лукоморья больше нет». В жанре антисказки. URL: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/kulagin-lukomorya-bolshe-net.htm (дата обращения 08.02.2023).

Ожегов 2008 — Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Скворцова Л. И. (ред.). М.: Оникс; Мир и Образование 2008. 736 с.

ЛИТЕРАТУРА

Алиева 2020 — Алиева Ф. А. Особенности сатиры и юмора в архаических сюжетах волшебных сказок. Мир науки, культуры, образования. 2020, (5): 348–356.

Афанасьев 1995 — Афанасьев А. Н. Поэтическое воззрение славян на природу. М.: Современный писатель, 1995. 257 с.

Бахтин 1990 — Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.

Веселовский 2008 — Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Жирмунский В. М. (ред.). 3-е изд. М.: Изд-во ЛКИ 2008. 648 с.

Лейдерман, Липовецкий 2003 — Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература, 1950–1990-е годы: в 2 т. М.: Academia, 2003. Т. 1. 413 с.

Липовецкий 1992 — Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920–1980-х годов) . Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. 184 с.

Мелетинский 1976 — Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 407 с.

Павлютенкова 2003 — Павлютенкова И. В. Сказка: философско-культурологический анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов-на/Д, 2003. 24 с.

Померанцева 1975 — Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. 191 с.

Потебня 2003 — Потебня А. А. Теоретическая поэтика. Муратов А. Б. (сост.). 2-е изд., испр. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2003. 384 с.

Прохорова 2012 — Прохорова Л. П. Когнитивный механизм эволюции жанра сказки. Вестник Кемеровского государственного университета. 2012, (4): 103–106.

Спиридонов 2021 — Спиридонов А. В. Окказионализмы как языковое средство характеристики эпохи «застоя» в романе В. Аксенова «Скажи изюм». Мир русского слова. 2021, (2) 61–68.

Фетисенко 2022 — Фетисенко О. Л. Об одном возможном источнике «Повести о Светомире царевиче» Вяч. Иванова. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022, 19 (1): 45–61.

Загрузки

Опубликован

11.07.2024

Как цитировать

Сипкина, Н. Я. (2024). Антисказки в творчестве В. C. Высоцкого и Р. И. Рождественского: генезис, художественные находки . Мир русского слова, (3), 42–49. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.305

Выпуск

Раздел

Язык и литература