Специфика категории времени в автобиографических произведениях C. Шаргунова
DOI:
https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-4-53-60Аннотация
В статье исследуются механизмы соотношения в творчестве Сергея Шаргунова документализма и принципов художественного повествования. Документализм как один
из принципов поэтики нового реализма, к которому относятся произведения писателя, воплощается в том числе в автобиографизме не просто как методе сюжетостроения
(Е. О. Новикова), но и средстве создания «знаковой» истории о себе (А. И. Богатырева).
Ценность такой истории для новых реалистов очевидна, поскольку через нее транслируется гуманистическая идея ценности личности. Однако автобиографическая проза
С. Шаргунова в этом ряду выглядит несколько иначе. Целью работы явилось стремление
определить специфику соотношения времени личного и исторического как одну из причин сложности автобиографического дискурса писателя. Материалом для исследования
послужили произведения С. Шаргунова «Книга без фотографий» и сборник «Свои» (более подробно проанализирован рассказ «Последнее лето СССР»). Применялись общенаучные методы исследования — наблюдения, обобщения, интерпретации, описания, а также герменевтический и сравнительно-исторический методы. При анализе особенностей
реконструкции биографического времени в «Книге без фотографий» было определено,
что автобиографизм как инструмент рефлексии необходим герою не только для анализа
прошлого, но и для укоренения в настоящем, что невозможно вне историко-культурного
контекста. Начинаясь как роман воспитания, книга меняется уже к середине — усиливается социальные мотивы, появляются публицистические интонации, время личное, биографическое, оставаясь сюжетным стержнем произведения, сливается с историческим.
Автобиографический сюжет в рассказах сборника «Свои» нужен Шаргунову не для реализации мемуарной задачи, а для выражения личного опыта постижения или открытия
чего-либо, значимого для многих. В рассказе «Последнее лето СССР» этому помогает
сопряжение нескольких временных пластов — универсального, личного, исторического ΄
и надвременного (толстовская линия в повествовании). Полученные научные результаты являются личным вкладом автора статьи в решение задачи определения конститутивных признаков автобиографического дискурса С. Шаргунова.
Ключевые слова:
новый реализм, автобиографизм, категория времени, роман воспитания, Сергей Шаргунов
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.