Русский язык профессионального общения: лингвистический и лингводидактический аспекты

Авторы

  • Ольга Александровна Ускова Московский государственный лингвистический университет
  • Елена Владиславовна Кожевникова Воронежский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.412

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы функционирования и описания русского языка в профессиональной сфере общения в реальной и виртуальной среде, принципы описания метаязыков профессионального общения, а также лингвистические и лингводидактические основы преподавания русского языка как иностранного в учебно-профессиональной и профессиональной сферах. Ретроспектива формирования и развития категориального тезауруса языковой репрезентации профессиональной сферы общения позволила обосновать принятое в данном исследовании определение метаязыка профессионального общения и сформулировать принципы его описания (тематико-ситуативная обусловленность, концептуальная, интенциональная и стилевая системы метаязыка). Проведенное исследование показало, что метаязыки профессионального общения в зависимости от среды общения (реальной или виртуальной) используют различные языковые средства для вербализации интенций, что привело, во‑первых, к формированию гибридной формы устно-письменной речи в виртуальной среде, во‑вторых, к снятию ограничений нормативности профессиональной речи, в‑третьих, к смешению жанров текстов устной и письменной речи. Отмеченные лингвистические особенности современного состояния метаязыков профессионального общения, по мнению авторов, должны учитываться при разработке лингводидактических материалов по обучению русскому языку профессионального общения и языку специальности, между которыми существуют значительные различия, определяющие цели и содержание обучения русскому языку как иностранному. Особое внимание уделяется социокультурной компетенции при обучении метаязыку профессионального общения и языку специальности, обоснована целесообразность использования при ее формировании профессионально ориентированного и лингвокультурологического подходов. На основе анализа учебных пособий доказана необходимость создания банка типовых текстов и языковых материалов по каждому уровню русского языка профессионального общения от А2 до С1.

Ключевые слова:

русский язык профессионального общения, метаязык профессионального общения, язык специальности, реальная/виртуальная среда общения, медиатекст

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Журавлева и др. 2007 — Журавлева Л. С., Калиновская М. М., Клобукова Л. П., Трушина Л. Б., Ускова О. А., Хавронина С. А. Русский язык в профессиональной сфере общения. Модуль «Бизнес». Лингводидактическое описание целей и содержания обучения. Типовой тест. Базовый уровень (А2) . М.: Русский язык. Курсы, 2007. 68 c.

Кожевникова, Саввина, Вязовская 2020 — Кожевникова Е. В., Саввина С. Л., Вязовская В. В. Русский язык в общественно-политической сфере общения. Основной курс: учеб. пособие для изучающих русский язык как иностранный: в 2 ч. Ч. 1. Кожевникова Е. В. (ред.). Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2020. 150 с.

Лингвистический энциклопедический словарь 1990 — Лингвистический энциклопедический словарь. Ярцева В. Н. (ред.). М.: Советская энциклопедия, 1990. 683 c.

Ускова, Трушина 2009 — Ускова О. А., Трушина Л. Б. Элитный персонал и К°. Русский язык делового общения (продвинутый сертификационный уровень): учеб. комплекс. М.: Русский язык. Курсы, 2009. 288 с.

Ускова, Саакян 2019 — Ускова О. А., Саакян Л. Н. Мир говорит на русском (теоретические и прикладные аспекты обучения русскому языку как иностранному) : учеб.-методич. пособие. М.: Русская речь, 2019. 176 с.

ЛИТЕРАТУРА

Журавлева и др. 2003 — Журавлева Л. С., Калиновская М. М., Клобукова Л. П., Михалкина И. В., Трушина Л. Б., Ускова О. А., Хавронина С. А. Концепция государственной системы тестирования по русскому языку (модуль «Бизнес»). В сб.: Русское слово в мировой культуре. Мат-лы Х Конгресса МАПРЯЛ. Санкт-Петербург, 30 июня — 5 июля 2003 г. Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. В 4 т. Т. IV. Проблемы преподавания русского языка: обучение и контроль. СПб., 2003. С. 255–262.

Изаренков 1990 — Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов. Русский язык за рубежом.1990, 4 (126): 54–60.

Кожевникова 2020 — Кожевникова Е. В. Комплексный подход к работе с медиатекстом в китайской аудитории. Мир русского слова. 2020, 2: 95–99.

Костомаров 2005 — Костомаров В. Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. 287 c.

Костомаров 2014 — Костомаров В. Г. Язык текущего момента: понятие правильности. СПб.: Златоуст, 2014. 220 c.

Ле Тхи Фыонг Линь 2020 — Ле Тхи Фыонг Линь. Лингвокультурологический аспект бизнес-коммуникации в условиях виртуальной среды общения (на материале электронной деловой переписки) . Дис. … канд. филол. наук. М., 2020.

Попова 2022 — Попова Т. И. Модель характеристики текстов в лингводидактическом описании компетенций в сфере русского языка как иностранного (уровень В2). В сб.: Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 7: Мат-лы VII Конгресса РОПРЯЛ (г. Екатеринбург, 6–9 октября 2021 года) . СПб., 2022. С. 1444–1449.

Пражский лингвистический кружок 1967 — Пражский лингвистический кружок: сборник статей. Кондрашева Н. А. (ред.). М.: Прогресс, 1967. 559 с.

Пугачев 2016 — Пугачев И. А. Профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному: теория, практика, технологии. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2016. 483 с.

Рогова 2011 — Рогова К. А. Текст: теоретические основания и принципы анализа. CПб.: Златоуст, 2011. 464 с.

Ускова 2006 — Ускова О. А. Метаязык бизнеса в языковом пространстве. М.: Ред. изд. совет МОЦ МГ, 2006. 214 с.

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Ускова, О. А., & Кожевникова, Е. В. (2024). Русский язык профессионального общения: лингвистический и лингводидактический аспекты. Мир русского слова, (4), 102–111. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.412

Выпуск

Раздел

Методика