Эмотивная лексика в публикациях «учительской газеты», посвящённых переходу образовательных учреждений на дистанционные формы работы
DOI:
https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-4-71-81Аннотация
Настоящая статья посвящена рассмотрению особенностей семантики и функционирования эмотивной лексики в публицистической разновидности педагогического
дискурса. Исследование эмотивных аспектов языка и речи является одним из перспективных направлений современной лингвистики, однако, несмотря на многочисленные
исследования, существуют трудности научного описания и классификации эмотивных
языковых единиц. Под эмотивной лексикой в работе вслед за Л. Г. Бабенко понимается
совокупность лексики эмоций и эмоциональной лексики в их традиционном осмыслении. Педагогический дискурс рассматривается в своей публицистической разновидности на материале «Учительской газеты». Целью данной статьи является характеристика
эмотивной лексики, представленной в публицистической разновидности педагогического дискурса, в семантическом, морфологическом и ситуативно-тематическом аспектах.
Материалом исследования послужили публикации «Учительской газеты», посвященные
переходу образовательных учреждений на дистанционный формат обучения в связи
с пандемией коронавируса. Отбор языкового материала проводился методом сплошной
выборки. Новизна исследования заключается в том, что объектом изучения становится языковой материал, который ранее не был объектом специального рассмотрения.
В работе использовался метод дискурсивного анализа, компонентного анализа, метод
семантических полей, метод количественных подсчётов. Проведённое исследование
позволяет сделать ряд выводов о функционировании эмотивной лексики в публицистических высказываниях участников педагогического дискурса. Во всех типах источников
лексика эмоций незначительно преобладает над эмоционально окрашенными единицами. Среди лексики эмоций единицы с отрицательной оценкой значительно преобладают
над единицами с положительной оценкой в высказываниях учителей и родителей, а в речи
школьников и студентов встречаются примерно в равных пропорциях. Во всех источниках языкового материала представлены семантические группы «напряжение, усталость»
и «беспокойство, страх». Среди эмоционально окрашенных лексических единиц преобладает эмоционально-окрашенная лексика, представленная различными частями речи, отмечены единичные случаи усиления эмоциональности за счёт использования устойчивых
выражений, средств словообразования и иронии.
Ключевые слова:
эмотивная лексика, вербализация эмоций, лексика эмоций, эмоционально окрашенная лексика, педагогический дискурс, «Учительская газета»
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.