Город в драматургии М. А. Булгакова 1920-х гг. («Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Бег»): промежуточное между «своим» и «чужим» пространством
DOI:
https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-3-55-64Аннотация
Статья посвящена рассмотрению различных образов городов в пьесах М. А. Булгакова 1920-х гг. «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и «Бег» как публичного амбивалентного пространства, включенного в оппозицию «свое / дом — чужое / мир»,
и выявлению их дифференциации и типологии. В названных пьесах выделено два вида
города — воображаемый (в воспоминаниях или мечтах героев) воспринятый ими как
идеальное свое место, и «реальный» город как место действия, которое герои считают чужим и враждебным. Интересны в этом аспекте города Париж и Константинополь
в пьесе «Бег», которые фигурируют двояко: их сначала воображали главные герои как
идеальную цель странствий, а потом в них непосредственно развернулось действие,
и они оказались совсем не такими, как в мечтах. Идеальные города, возникающие в мечтах
и воспоминаниях героев подобны райскому саду и домашнему пространству. А те городские пространства, где происходит действие характерны рядом общих признаков, таких
как: вторжение природных сил в культурное пространство; нарушение административных
функций; нарушение социального баланса и распад культурного единства; общая атмосфера
гротескной инфернальности. В конце статьи сделан вывод о том, что город в драматургии
Булгакова 1920-х гг. может выступать как свое пространство, аналогичное домашнему, также
может включаться во враждебный мир. Такого типа альтернативный характер города позволяет ему стать уникальной составляющей частью оппозиции «свое — чужое», являющейся
маркированным принципом построения драматургом его художественного мира.
Ключевые слова:
М. А. Булгаков, город, архетип «свое — чужое», русская драматургия 1920-х гг., Дни Турбиных, Зойкина квартира, Бег
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.