Понятие «персоналия» в преподавании русского языка как иностранного
DOI:
https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-3-80-89Аннотация
В статье рассматривается понятие персоналия как социокультурная единица содержания обучения русскому языку как иностранному. Цель данной работы — проанализировать функционирование понятия персоналия в современном языке, уточнить его значение и содержание в методическом смысле, сформулировать до сих пор отсутствовавшее определение данного понятия как термина в методике преподавания иностранных
языков, в том числе установить взаимосвязь с понятиями персонаж, антропоним, прецедентное имя. Материалом исследования послужили данные национального корпуса русского языка, современный устный и письменный медиа-дискурс, различные толковые
и специализированные словари, научно-методическая литература в области преподавания русского языка как иностранного, научная литература по лингвокультурологии, литературоведению и школьной педагогике. Поставленные цели исследования определили
используемые в работе методы: дискурс-анализ, анализ словарных дефиниций, анализ
научно-методической литературы, структурно-семантический анализ, сравнительносопоставительный метод, метод обобщения. Новизна исследования заключается в том,
что тема определения и содержания термина персоналия до сих пор в научной литературе не рассматривалась, тогда как само явление существует и обсуждается в методических
публикациях. В процессе исследования автором настоящей статьи было рассмотрено словарное толкование слова персоналия, а также его функционирование в медиа-дискурсе
и научно-методической литературе, было проанализировано содержание персоналии как
термина в методике преподавания русского языка как иностранного. В результате проведенного исследования был сделан вывод об относительно недавнем вхождении в узус
слова персоналия в значении известная личность, была раскрыта взаимосвязь между
методическим понятием персоналия и понятиями персонаж, антропоним, прецедентное
имя. Сформулировано определение персоналии как социокультурной единицы обучения,
сделан вывод о комплексном характере понятия персоналия, куда входит методическая,
лингвистическая и культурологическая составляющие.
Ключевые слова:
персоналия, методика преподавания, русский язык как иностранный, социокультурная компетенция
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.