Формирование частотного словаря-минимума русского языка для детей-инофонов на основе корпусных данных

Авторы

  • Антонина Николаевна Лапошина Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
  • Мария Юрьевна Лебедева Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-3-90-99

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования списка наиболее употребительных слов
русского языка для детей-инофонов младшего школьного возраста. Проблема минимизации и оптимизации входного языкового материала крайне актуальна для иностранных
учащихся. Лексические списки наиболее употребительной и актуальной лексики способны решить эту проблему, предлагая информацию о лексических единицах, которые наиболее вероятно встретятся данной аудитории студентов и которые, следовательно, целесообразно включать в пособия и другие учебные материалы для этой группы учащихся.
Однако в настоящий момент наблюдается дефицит актуальных лексических списков для
аудитории младшего школьного возраста, изучающих русский язык как иностранный.
Настоящая статья ставит целью заполнение этой лакуны. Предлагаемые списки сформированы на основе объединения информации о частотности слова по нескольким релевантным источникам: коллекции детской литературы, коллекции учебников русского языка как родного и как иностранного. Для расчета единой меры востребованности
слова были произведены три типа вычислений: среднее значение ipm, среднее значение
ранга Ципфа и авторская формула, учитывающая, помимо частотности, фактор равномерности распределения слова по разным сегментам корпуса. Для проверки качества
работы списков мы проанализировали процент покрытия ими коллекции целевых
текстовых образцов: художественной литературы для детей, детских журналов, транскриптов мультфильмов. Результаты проверки показали, во-первых, что разработанные
списки в среднем охватывают на 9% больше лексики из целевой коллекции, во-вторых,
что лучшие результаты показали списки, сформированные по авторской формуле расчета востребованности слова. Разработанный список наиболее употребительных слов,
сформированный на основе корпусных данных, может быть использован авторами и редакторами учебного контента для детской иноязычной аудитории младшего школьного
возраста, а также как основа для составления учебного словаря-минимума для данной
аудитории учащихся.

Ключевые слова:

лексический минимум, отбор лексических единиц, частотность, корпусная лингводидактика, русский язык как иностранный

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

30.09.2022

Как цитировать

Лапошина, А., & Лебедева, М. (2022). Формирование частотного словаря-минимума русского языка для детей-инофонов на основе корпусных данных. Мир русского слова, (3), 90–99. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-3-90-99

Выпуск

Раздел

Методика