Теория функционального описания языка как методологическая основа учебных пособий «Русский язык» 5–11 кл. (авт. Рудяков А. Н., Фролова Т. Я., Маркина-Гурджи М. Г., Бурдина А. С.)

Авторы

  • Мария Геннадиевна Маркина-Гурджи Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-2-101-109

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования в учебниках русского языка адекватных современному состоянию лингвистической науки знаний о языке. Утверждается, что приобретаемые учащимися знания о русском языке не должны противоречить той системе взглядов на язык, которая утвердилась в лингвистике, и это, в свою очередь, обеспечит возможность эффективного овладения учащимися грамотностью в самом широком значении этого термина. Цель работы состоит в обосновании необходимости при создании учебников по русскому языку для общеобразовательных организаций опираться на функциональную теорию описания языка и демонстрации результатов использования данной теории в учебных пособиях «Русский язык» для 5–9, 10–11 классов (авт. Рудяков А. Н. и др.). Характеристика основных положений лингвистического функционализма, данная в статье, позволяет сделать вывод о необходимости описывать язык и все его единицы в учебниках по русскому языку именно с этих позиций. В статье на конкретных примерах иллюстрируется реализация функциональной теории описания языка в учебных пособиях, определяются эффективные формы и методы работы по применению полученных знаний в реальных ситуациях речевого взаимодействия. В статье делается вывод, что усвоение знаний о языке, не противоречащих его сущности, позволяет повысить мотивацию у учащихся к изучению предмета «Русский язык», выстроить систему работы по овладению навыком применять полученные знания о языке в конкретной практике использования языка. Об эффективности учебников, в основу которых положена методология лингвистического функционализма, свидетельствует многолетний опыт использования учебников по русскому языку крымского авторского коллектива на Украине, где учебники были удостоены Государственной премии Украины в области образования в 2013 году.

Ключевые слова:

грамотность, функция, инвариант и вариант, сильная и слабая позиции, регулятивная функция, подсистема номинативных средств, ситуация речевого взаимодействия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

01.06.2022

Как цитировать

Маркина-Гурджи, М. Г. (2022). Теория функционального описания языка как методологическая основа учебных пособий «Русский язык» 5–11 кл. (авт. Рудяков А. Н., Фролова Т. Я., Маркина-Гурджи М. Г., Бурдина А. С.). Мир русского слова, (2), 101–109. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-2-101-109

Выпуск

Раздел

Методика