Языковая рефлексия: цифровой этикет

Авторы

  • Ольга Владимировна Лукинова Московская высшая школа социальных и экономических наук https://orcid.org/0009-0000-8364-479X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.303

Аннотация

Современный цифровой этикет находится в стадии формирования и постоянно трансформируется. Старые нормы деловой переписки не всегда отвечают актуальным условиям и представлениям пользователей об эффективной и этичной коммуникации. Встает вопрос: что именно может послужить источником информации о складывающихся этико-речевых нормах? Цель статьи — доказать, что анализ языковой рефлексии может стать эффективным способом изучения норм современного цифрового этикета. В исследовании, проведенном осенью 2022 г., использован метод анализа корпуса данных языковой рефлексии, полученных в ходе двухэтапного опроса. Массив содержит оценку 92 формул и выражений, применяемых в электронной переписке, данную 3464 интернет-пользователями. В статье рассмотрено состояние современного цифрового этикета, обоснована необходимость обращения к языковой рефлексии для изучения этико-речевых норм, описана методология ее исследования в формате опроса, сформулирован вывод о необходимости анализа для фиксации тенденций цифрового этикета. Новизна статьи определяется как минимум двумя факторами: во-первых, обращением к теме еще не изученных и не устоявшихся норм цифрового этикета; во-вторых, необходимостью анализа языковой рефлексии о правилах речевого поведения в сети. Значимость исследования связана с тем, что нормы цифрового этикета находятся в постоянной трансформации и необходим инструмент, при помощи которого можно было бы фиксировать подобные изменения. Практическое значение представленной работы состоит в том, что даны конкретные рекомендации по этикету электронной переписки, предостерегающие от потенциальных коммуникативных неудач в интернет-общении.

Ключевые слова:

языковая рефлексия, норма, цифровой этикет, деловая переписка

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИК

Телеграм-канал «Цифровой этикет». URL: https://t.me/digitaletiquette (дата обращения: 26.11.2022).

ЛИТЕРАТУРА

Брусенская 2022 — Брусенская Л. А., Барабаш В. В., Куликова Э. Г. Этико-речевые нормы современного русского языка. М.: Флинта, 2022. 164 с.

Вепрева 2002 — Вепрева И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. Екатеринбург: Урал, 2002. 378 с.

Вепрева 2004 — Вепрева И. Т. Языковая норма в зеркале речевой жизни современного общества. Екатеринбург. 2004. С. 23–34.

Залевская 2015 — Залевская А. А. Метаязыковое сознание и грамотность. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2015, 2: 38–43.

Иванников 2107 — Иванников Е. Б. Языковая рефлексия: от метатекста к рефлексиву. Проблемы истории, филологии, культуры. 2017, 1 (55): 337–347.

Ильяхов, Сарычева 2018 — Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. Новые правила деловой переписки. М.: Альпина Паблишер, 2018. 256 с.

Лазуткина 2012 — Лазуткина Е. М. Языковая система — узус — норма (об основных аспектах теории языковой нормы). Вопросы культуры речи. Т. XI. М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2012. С. 45–58.

Лукинова 2020 — Лукинова О. В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. М.: Эксмо, 2020. 240 с.

Мамина 2018а — Мамина Р. И. Этикет и его измерения в информационном обществе. Информационное общество образование, наука, культура и технологии будущего. 2018, 2 204–216.

Мамина 2018б — Мамина Р. И., Царева С. И. Цифровой этикет в структуре корпоративной культуры современной организации: философско-культурологический аспект. Дискурс. 2018, 4: 22–30.

Остапенко 2018 — Остапенко А. А., Вертинская О. М. Визуализация в цифровом этикете. Современный дискурсанализ. 2018, 3-2 (20): 157–162.

Петрова 2016 — Петрова Н. Г. К вопросу о соотношении понятий «рефлексив» и «регулятив». Сибирский филологический журнал. 2016, 4: 219–227.

Розенталь 2005 — Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? М.: Мир и образование 2005. 302 с.

Трошина 2010 — Трошина Н. Н. Культура языка и языковая рефлексия. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2010. 62 с.

Шапкина 2015 — Шапкина Е. В. Особенности перевода лингвистической категории вежливости в деловой корреспонденции. Языки. Культуры. Перевод. 2015, 1: 302–309.

Шмелева 2014 — Шмелева Т. В. Языковая рефлексия. Эффективное речевое общение (базовые компетенции). В кн. Словарь-справочник. Сковородников А. П. (ред.). Красноярск Сибирский федеральный университет, 2014. С. 799–800.

Щерба 1974 — Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Ленинград: Наука, 1974. 428 с.

Shea 1994 — Virginia Shea. Netiquette. USA, 1994. P. 155.

Загрузки

Опубликован

11.07.2024

Как цитировать

Лукинова, О. В. (2024). Языковая рефлексия: цифровой этикет. Мир русского слова, (3), 22–29. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.303

Выпуск

Раздел

Лингвистика