Научный стиль речи на занятиях по РКИ: общее и специфическое

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.210

Аннотация

В статье рассматривается динамический процесс освоения научного стиля речи на всех этапах обучения русскому языку как иностранному в вузах разного профиля. Отмечается тенденция к бурному росту терминологической лексики во всех языках мира с опорой на значимые факты история развития научного стиля речи в мире и в России, показывающая, какие трансформации он претерпел, меняясь со временем так же, как меняется сам язык. Подчеркивается схожесть научных описаний на различных языках, а также анализируются источники и факторы, влияющие на формирование научного сознания обучающегося, выявляется роль языковой подготовки в процессе изучения стилевой природы языка, описывается лингводидактический потенциал работы с научным текстом через триаду «лексика — конструкция — текст». Даются рекомендации по способам расширения традиционного набора конструкций на всех этапах обучения и отбору текстов, а также обосновывается авторское «правило четырех Т». Приводятся типы упражнений, такие как составление плана, опорной схемы, сборка целого из абзацев, проведение компрессии, «антикомпрессии» и др. Описывается педагогический эксперимент, позволивший ответить на вопрос: как происходят изменения в усвоении основ научного стиля в русском языке у иностранных учащихся разных профилей? Сделан вывод о том, что научный текст, благодаря уникальности наборов языковых формул и шаблонов, становится мощным инструментом постижения дисциплин профессионального модуля. Работа с научным стилем позволяет преподавателю подготовить обучающегося к профессиональной коммуникации, способствует формированию навыков использования научного стиля в устной и письменной формах.

Ключевые слова:

научный стиль речи, русский язык как иностранный, лексика, языковая конструкция, текст

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Авдеева 2006 — Авдеева И. Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты (теория и методика обучения русскому языку как иностранному) . М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. 367 с.

Вишнякова 1982 — Вишнякова Т. А. Основы методики преподавания русского языка студентам-нефилологам. М.: Русский язык, 1982. 126 с.

Глазунова, Колесова, Попова 2017 — Глазунова О. И., Колесова Д. В., Попова Т. И. Программа по русскому языку как иностранному. Уровни А1–С2. Основной курс. Фонетика. Лексика. Грамматика. Аудирование. Чтение. Говорение. Письмо. М.: Русский язык. Курсы, 2017. 216 с.

Гринев-Гриневич 2008 — Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение. М.: Академия, 2008. 304 с.

Когнитивные исследования… 2012 — Когнитивные исследования. Сборник научных трудов. Вып. 5. Kибрик A. A., Черниговская T. В., Дубасова A. В. (ред.). М.: Изд-во Ин-та языкознания РАН, 2012. 296 с.

Колесникова 2002 — Колесникова Н. И. От конспекта к диссертации. М.: Флинта; Наука, 2002. 288 с.

Лурия 1975 — Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. M.: Изд-во МГУ, 1975. 253 с.

Новикова 2022 — Новикова Н. С. Пишем диссертацию по-русски: учебное пособие для иностранных аспирантов технического и естественно-научного профилей. М.: РУДН, 2022. 162 с.

Стеблецова 2022 — Стеблецова А. О. Национально-культурная специфика научного текста как предмет дескриптивно-сопоставительного анализа. В сб.: Язык. Образование. Культура: сборник научных трудов по материалам ХVI Международной научно-практической электронной конференции (23–26 мая 2022 г.). Курск: КГМУ, 2022. С. 4–8.

Фильцова, Прокофьева 2021 — Фильцова М. С., Прокофьева Л. П . Практикум по обучению письменной речи (конспектирование, тезирование, реферирование текстов по специальности) : для иностранных студентов медицинских университетов с русским языком обучения. Прокофьева Л. П. (ред.). М.: Ай Пи Ар Медиа, 2021. 178 c.

Чуковский 1962 — Чуковский К. И. Живой как жизнь. М.: Молодая гвардия, 1962. 176 с.

Pinker 1994 — Pinker S. The Language Instinct: The New Scienc e of Language and Mind. London: The Penguin Press, 1994. 494 p.

Загрузки

Опубликован

16.04.2024

Как цитировать

Прокофьева, Л. П., Новикова, Н. С., & Михайлова, О. Е. (2024). Научный стиль речи на занятиях по РКИ: общее и специфическое. Мир русского слова, (2), 87–97. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.210

Выпуск

Раздел

Методика