Научный стиль речи на занятиях по РКИ: общее и специфическое
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.210Аннотация
В статье рассматривается динамический процесс освоения научного стиля речи на всех этапах обучения русскому языку как иностранному в вузах разного профиля. Отмечается тенденция к бурному росту терминологической лексики во всех языках мира с опорой на значимые факты история развития научного стиля речи в мире и в России, показывающая, какие трансформации он претерпел, меняясь со временем так же, как меняется сам язык. Подчеркивается схожесть научных описаний на различных языках, а также анализируются источники и факторы, влияющие на формирование научного сознания обучающегося, выявляется роль языковой подготовки в процессе изучения стилевой природы языка, описывается лингводидактический потенциал работы с научным текстом через триаду «лексика — конструкция — текст». Даются рекомендации по способам расширения традиционного набора конструкций на всех этапах обучения и отбору текстов, а также обосновывается авторское «правило четырех Т». Приводятся типы упражнений, такие как составление плана, опорной схемы, сборка целого из абзацев, проведение компрессии, «антикомпрессии» и др. Описывается педагогический эксперимент, позволивший ответить на вопрос: как происходят изменения в усвоении основ научного стиля в русском языке у иностранных учащихся разных профилей? Сделан вывод о том, что научный текст, благодаря уникальности наборов языковых формул и шаблонов, становится мощным инструментом постижения дисциплин профессионального модуля. Работа с научным стилем позволяет преподавателю подготовить обучающегося к профессиональной коммуникации, способствует формированию навыков использования научного стиля в устной и письменной формах.
Ключевые слова:
научный стиль речи, русский язык как иностранный, лексика, языковая конструкция, текст
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.