Структурно-коммуникативные модели с целевой семантикой в сложном предложении в практике преподавания русского языка как иностранного
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.308Аннотация
В статье рассматриваются сложноподчиненные предложения цели с точки зрения преподавания в иностранной аудитории. Употребление сложноподчиненных целевых предложений является одной из наиболее сложных тем в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ). В лингвистической литературе выражение целевых отношений сложным предложением не находит однозначного толкования: существует широкое и узкое понимание этих предложений. Обращение к понятию структурнокоммуникативной модели позволяет ограничить употребление целевых предложений случаями выражения собственно- и несобственно-целевых отношений. Подобное деление синтаксических отношений, выраженных в предложении, чрезвычайно актуально в РКИ, поскольку отражает, во-первых, динамику подачи грамматического материала в зависимости от уровня владения языком иностранных учащихся; во-вторых, определяет объем этого материала. Собственно-целевые отношения, выраженные средствами сложного предложения, составляют ядро как наиболее стабильная часть функционально-семантического поля. Эти отношения передают значение цели — выражение желаемого результата как целенаправленного действия субъекта — в самом общем виде. В несобственно-целевых предложениях отношения цели трансформируются в отношения «предназначения», а субъект, репрезентируемый эксплицитно или имплицитно, мыслится как косвенно-субъектный деагентивный носитель признака. Основным средством выражения собственно- и несобственно-целевых отношений являются союз чтобы или его модификации: для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, с той целью чтобы, ради того чтобы.
Ключевые слова:
целевые отношения, сложноподчиненное предложение, русский язык как иностранный
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.