Структурно-коммуникативные модели с целевой семантикой в сложном предложении в практике преподавания русского языка как иностранного

Авторы

  • Ирина Владимировна Одинцова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, https://orcid.org/0000-0003-2131-5792

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.308

Аннотация

В статье рассматриваются сложноподчиненные предложения цели с точки зрения преподавания в иностранной аудитории. Употребление сложноподчиненных целевых предложений является одной из наиболее сложных тем в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ). В лингвистической литературе выражение целевых отношений сложным предложением не находит однозначного толкования: существует широкое и узкое понимание этих предложений. Обращение к понятию структурнокоммуникативной модели позволяет ограничить употребление целевых предложений случаями выражения собственно- и несобственно-целевых отношений. Подобное деление синтаксических отношений, выраженных в предложении, чрезвычайно актуально в РКИ, поскольку отражает, во-первых, динамику подачи грамматического материала в зависимости от уровня владения языком иностранных учащихся; во-вторых, определяет объем этого материала. Собственно-целевые отношения, выраженные средствами сложного предложения, составляют ядро как наиболее стабильная часть функционально-семантического поля. Эти отношения передают значение цели — выражение желаемого результата как целенаправленного действия субъекта — в самом общем виде. В несобственно-целевых предложениях отношения цели трансформируются в отношения «предназначения», а субъект, репрезентируемый эксплицитно или имплицитно, мыслится как косвенно-субъектный деагентивный носитель признака. Основным средством выражения собственно- и несобственно-целевых отношений являются союз чтобы или его модификации: для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, с той целью чтобы, ради того чтобы.

Ключевые слова:

целевые отношения, сложноподчиненное предложение, русский язык как иностранный

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аксаков 1875 — Аксаков К. С. Критический разбор «Опыта исторической грамматики русского языка» Ф. Буслаева. В кн.: Аксаков К. С. Полное собрание сочинений. Т. 2. Ч. 1. М.: Университетская тип. (Катков и К), 1875. 660 с.

Арутюнова 1992 — Арутюнова Н. Д. Язык цели. В сб. Логический анализ языка. Модели действия. Арутюнова Н. Д. Рябцева Н. К. (ред.). М.: Наука, 1992. С. 14–23.

Булыгина, Шмелев 1997 — Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) . М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 576 с.

Валгина 2003 — Валгина Н. С. Современный русский язык. Синтаксис. 4-е изд., испр. М.: Высшая школа, 2003. 416 с.

Васильев 1990 — Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. М.: Высшая школа, 1990. 176 с.

Галкина 2014 — Галкина Н. П. Функционально-семантические разновидности целевых сложноподчиненных предложений в произведениях естественно-научного цикла. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014, (2): 157–160.

Глазунов 2016 — Глазунов М. В. Развитие собственноцелевых сложноподчиненных предложений в структурно-семантическом аспекте с 20–30-х годов XIX века по 90-е годы XX века. Вестник Брянского государственного университета. 2016, (1): 232–235.

Грамматика русского языка 1954 — Грамматика русского языка: в 2 т. Т. 2. Синтаксис. Виноградов В. В. (ред.). М.: Издво АН СССР, 1954. 444 с.

Евтюхин 1997 — Евтюхин В. Б. Категория обусловленности в современном русском языке. СПб.: Изд-во С.-Петер. гос. ун-та, 1997. 198 с.

Зализняк 1992 — Зализняк А. А. Контролируемость ситуации в языке и жизни. В сб.: Логический анализ языка: Модели действия. Арутюнова Н. Д., Рябцева Н. К. (ред.). М.: Наука, 1992. С. 138–144.

Кустова 1992 — Кустова Г. И. Некоторые проблемы анализа действия в терминах контроля. В сб.: Логический анализ языка: Модели действия. Арутюнова Н. Д., Рябцева Н. К. (ред.). М.: Наука, 1992. С. 145–149.

Левонтина 1996 — Левонтина И. Б. Целесообразность без цели. Вопросы языкознания. 1996, (1): 42–57.

Мосинец 2018 — Мосинец А. Г. Сложные предложения с придаточными цели и причины в болгарском языке (на фоне русского языка) . Дис. … канд. филол. наук. СПб., 2018. 311 с.

Некрасова 2014 — Некрасова Н. А. Функционально-семантические разновидности целевых сложноподчиненных предложений в произведениях естественно-научного цикла. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014, (2): 157–160.

Овчинникова 2003 — Овчинникова Н. И. Сложноподчиненные предложения, выражающие целевые отношения (на материале русского и английского языков). Дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2003. 148 с.

Одинцова 2002 — Одинцова И. В. Структурно-коммуникативные модели с причинной семантикой в простом предложении. Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2002, (1): 49–72.

Одинцова 2004 — Одинцова И. В. Выражение причинноследственных отношений. В кн.: Книга о грамматике. Русский язык как иностранный. Величко А. В. (ред.). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. 648 с.

Одинцова 2009 — Одинцова И. В. Категория следствия. Опыт построения коммуникативной практической грамматики РКИ на материале выражения следственной семантики сложноподчиненным предложением. Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2009, (4): 7–14.

Философский энциклопедический словарь 1983 — Философский энциклопедический словарь. Ильичев 5 (ra)9Л. Ф., Федосеев П. Н., Ковалев С. М., Панов В. Г. (ред.). М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

Формановская 1978 — Формановская Н. И. Стилистика сложного предложения. М.: Русский язык, 1978. 240 с.

Шведова 1970 — Шведова Н. Ю. Грамматика современного русского литературного языка. М.: Наука, 1970. 768 с.

Щерба 1958 — Щерба Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1958. 183 с.

Lubensky, Odintsova 2010 — Lubensky S., Odintsova I. Advanced Russian: From reading to speaking. От текста к речи. In 2 books. Book 2. Grammar. Exercises. USA: Indiana University Slavica Publishers, 2010. 366 c.

Загрузки

Опубликован

11.07.2024

Как цитировать

Одинцова, И. В. (2024). Структурно-коммуникативные модели с целевой семантикой в сложном предложении в практике преподавания русского языка как иностранного . Мир русского слова, (3), 64–71. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.308

Выпуск

Раздел

Методика