Особенности преподавания русской литературы в техническом вузе Китая: способы повышения мотивации к ее изучению

Авторы

  • Чуньянь Се Харбинский политехнический университет
  • Инна Николаевна Ерофеева Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0009-0003-3543-903X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.309

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам преподавания русской литературы в китайском техническом вузе. Цель исследования — представить способы повышения мотивации к изучению русской литературы. Предлагаются различные способы работы с литературой, в том числе сопоставление произведений, имеющих похожие сюжеты и идейную основу, созданных авторами из разных стран; использование фрагментов фильмов, некоторые приемы квестовых технологий и др. Одна из причин обращения к данной проблеме — особенности психологии и отношения к чтению у современных молодых людей. Результаты анализа знания русской литературы показывают, что студенты плохо знают предмет, однако благодаря влиянию родителей хотели бы знать больше. Реформы в области образования в Китае дают возможность использовать различные виды работы с обучающимися: лекции, семинары, дискуссии. В Харбинском политехническом университете организованы специальные элективные креативные курсы, цель которых — формирование знаний в области русской литературы и культуры, обучение анализу литературы России, повышение интереса к ее изучению, исследованию особенностей русского менталитета. При разработке курса предлагается основываться на теоретических разработках в области базисных концептов и ключевых слов русской культуры. Результатом является тематическое структурирование уроков курса, выявление наиболее значимых тем и произведений для понимания русской культуры. Авторы статьи приходят к выводу, что правильно организованные в соответствии с рекомендациями исследователей реформ образования, лингвокультурологии, социологии занятия могут намного повысить интерес к русской культуре, литературе и чтению вообще.

Ключевые слова:

креативные курсы, китайские студенты, повышение интереса к чтению, базисные концепты русской культур, темы произведений

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Антология… 2013 — Антология художественных концептов русской литературы XX века. Васильева Т. И., Карпичева Н. Л., Цуркан В. В. (авт.-сост.). М.: Флинта; Наука, 2013. 440 с.

Степанов 1997 — Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Вулф 1925 — Вулф В. Русская точка зрения. 1925. Литературный клуб. Пер. К. Атарова. URL: https://apropospage.ru/person/vulf/v7.html (дата обращения: 13.04.2023).

Зенкин — Зенкин С. 6 доказательств того, что полезно читать литературу. URL: https://arzamas.academy/materials/1624 (дата обращения: 10.04.2023).

Калюжин 2019 — Калюжин Н. Почему молодые люди спешат взрослеть и что теперь значит быть взрослым? Объясняет социолог. 2019. URL: https://paperpaper.ru/young-adults/(дата обращения: 10.04.2023).

Каплун 2016 — Каплун М. Творение мастера: 50 лет киноэпопее «Война и мир» . 2016. URL: https://www.lumiere-mag.ru/tvorenie-mastera-50-let-kinoepopee-vojna-i-mir (дата обращения: 10.04.2023).

Килин 2018 — Килин С. Краткое размышление на тему основные черты современного молодого человека. 2018. URL https://kilinson.com/ (дата обращения: 27.04.2024).

Кино. Театр. Ру. — Кино. Театр. Ру. URL: https://www.kino-teatr.ru (дата обращения: 14.04.2023).

Сергеева 2005 — Сергеева О. А. Семантика и поэтика образа Свете Тихий в русской поэзии XIX века. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2005. 36 с. URL: https:// www.dissercat.com/content/semantika-i-poetika-obraza-svetetikhiiv-russkoi-poezii-xix-veka (дата обращения: 01.05.2024).

Ван Хуэйюй 2012 — 大学生价值观现状调查研究 以甘肃部分高校为例. 兰州交通大学. [Ван Хуэйюй. Исследование текущего состояния ценностей китайских студентов на примере нескольких университетов провинции Ганьсу. Ланьчжоуский университет путей сообщения. 2012.] URL: https://kreader.cnki.net/Kreader/CatalogViewPage.aspx?dbCode=cdmd&filename=1012449450.nh&tablename=CMFD201301&compose=&first=1&uid=WEEvREcwSlJHSldSdmVqM1BLY1lPMGFKMFBEME5aZkVFRmY5YTIzdlYydz0=$9A4hF_YAuvQ5obgVAqNKPCYcEjKensW4IQMovwHtwkF4VYPoHbKxJw!! (дата обращения: 27.04.2024). (На кит. яз.)

Вечерняя Янцзы 2022 — 青年心理健康报告”, 扬子晚报,2022年10月10日. [Bilibili. Отчет о психологическом здоровье молодых людей 2022 года. Вечерняя Янцзы. 10 октября 2022 года.] URL: https://www.yangtse.com (дата обращения 27.04.2024). (На кит. яз.)

Лю Цзуннан 2009 — 刘宗南, 改革开放以来我国高校课程改革与发展的思考,教育理论与实践, 2009 年, 第 10 期, 第 45–47 页. [Лю Цзуннан. Размышления о реформах и развитии учебных программ в нашей стране с момента проведения реформы и открытости. Теория и практика образования. 2009, 10: 45–47.] URL: https://kns.cnki.net/KXReader/Detail?invoice=vQtXziyS1dnO3i7%2BodNK5h708X0u2Vg7KjdpDb7fKQcCOqzpjLBfEQHp6fv6WiNZEE3Uqkc0wSKXVl0V8jzPxu2TbGVNIoFrpnlff9gWfm7zYWmVBMQt%2B6pxkEExdNOpgFvukpQy0bi0n%2BBbLBFd4uKZtsTwBGzn1T7tCbNznfY%3D&DBCODE=CJFD&FileName=JYLL200930017&TABLEName=cjfd2009&nonce=896CB3042CA44105B5EE124BFB15F103&uid=&TIMESTAMP=1682090823635 (дата обращения: 10.04.2023). (На кит. яз.)

ЛИТЕРАТУРА

Алефиренко 2011 — Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. М.: Флинта, Наука, 2011. 592 с.

Вежбицкая 2001 — Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. Пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.

Леонтьев 2017 — Леонтьев М. Ю. Жизненные ценности китайских студентов как предмет социологических исследования. Вестник тихоокеанского государственного университета. 2017, 1 (44): 187–194.

Сухих 2021 — Сухих И. Н. Мир Федора Абрамова. Мир русского слова. 2021, 1: 69–71.

Шмелев 2002 — Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М.: Языки славянской культуры 2002. 224 с.

Загрузки

Опубликован

11.07.2024

Как цитировать

Се, Ч., & Ерофеева, И. Н. (2024). Особенности преподавания русской литературы в техническом вузе Китая: способы повышения мотивации к ее изучению . Мир русского слова, (3), 72–80. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.309

Выпуск

Раздел

Методика