Геокультурный образ Выговского края в творчестве Михаила Пришвина: специфика и факторы изменения

Авторы

  • Цзюнь У Шанхайский университет иностранных языков
  • Лувэй Цзоу Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.108

Аннотация

Авторы статьи анализируют геокультурный образ Выговского края России, его трансформацию в произведениях М. М. Пришвина — в его ранних книгах «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком» и заключительном романе «Осударева дорога». В ранних произведениях представление об уникальном геокультурном пространстве региона складывается посредством знакомства с бытом, культурными традициями, ценностными установками и мировосприятием людей, родившихся и живущих здесь всю жизнь. В романе-сказке «Осударева дорога» к впечатлениям Пришвина от особого природного и человеческого «содержания» этого края добавляются глубокие философские размышления над смыслом русской истории. Расшифровка автономного геокультурного образа, неповторимой сложносоставной субкультуры становится контекстом для осмысления писателем многослойного культурно-исторического и социально-политического пространства Русского Севера и России в целом. Традиционное противоречие между необходимостью и свободой, возникшее в результате столкновения государственной власти и исконного русского народа, по свидетельству писателя, на территории Русского Севера имеет свои особенности и порождает иные формы компромисса. Авторы статьи исследуют атрибуты трансформации культурного пространства в конкретных исторических обстоятельствах, его связи с географическими, политическими и социально-экономическими условиями — то, как это увидел Пришвин, — с целью дальнейшей экстраполяции выводов на исторические и современные реалии русского и других народов. Взгляды М. М. Пришвина, не оцененные объективно при жизни писателя, сегодня вновь привлекают внимание думающей части человечества, поскольку поднимают на очень высокий уровень проблемы сохранения уникальности не только природно-культурной системы Русского Севера, но и любого этнокультурного образования.

Ключевые слова:

творчество М. Пришвина, литературная география, геокультурный образ, Русский Север, Выговский край, поморы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Иванов 2001 — Иванов Н. Н. Мир Михаила Пришвина: учеб. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2001. 119 с.

Пришвин 1908 — Пришвин М. М. За волшебным колобком: из записок на крайнем севере России и Норвегии. СПб.: Изд. А. Ф. Девриен, 1908. 291 с.

Пришвин 1934 — Пришвин М. М. В краю непуганых птиц: Онего-Беломорский край: очерки. СПб.: Изд. А. Ф. Девриен, 1934. 190 c.

Пришвин 1954 — Пришвин М. М. Осударева дорога (сборник) . М.: Вече, 1954. 490 с.

Пришвин 1984 — Пришвин М. М. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. М.: Художественная литература, 1984. 439 с.

Пришвин 1986 — Пришвин М. М. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 8. М.: Художественная литература, 1986. 759 с.

Пришвин 2007 — Пришвин М. М. Ранний дневник. 1905– 1913. СПб., 2007. 582 с.

ЛИТЕРАТУРА

Борисова 2001 — Борисова Н. В. Жизнь мифа в творчестве М. М. Пришвина. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001. 282 с.

Борисова 2004 — Борисова Н. В. Художественное бытие мифа в творчестве М. Пришвина. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004. 227 с.

Гачев 1991 — Гачев Г. Два медведя: Пришвин и Бахтин (фрагмент из «Русской думы»). Alma mater. 1991, (7): 83–89.

Гришина 2006 — Гришина Я. З. Комментарии. Пришвин М. М. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3. Рязанова Л., Гришина Я. (сост.). М.: Терра — Книжный клуб, 2006. 624 с.

Дворцова 1998 — Дворцова Н. П. Михаил Пришвин: «Жизнь как утверждение». В сб. Михаил Пришвин и русская культура ХХ века. Дворцова Н. П., Рязанова Л. А. (ред.). Тюмень: Вектор Бук, 1998. С. 134–164.

Дехтяренок 2022 — Дехтяренок А. В. Мифологема моря в творчестве М. М. Пришвина. В кн: Язык истории и языки литературы. Шарыпина Т. А., Меньщикова М. К. (ред.). Н. Новгород: Университет Лобавечского (ННГУ), 2022. С. 366–375.

Калуцков 2016 — Калуцков В. Н. Концептуальные основы литературной географии. Уральский исторический вестник. 2016, (2): 118–125.

Климова 1993 — Климова Г. П. Творчество И. А. Бунина и М. М. Пришвина в контексте христианской культуры. М.: Моск. пед. ун-т, 1993. 52 с.

Машкина 1997 — Машкина О. А. Культурологическое толкование текста «Осударевой дороги» М. М. Пришвина. Культура и текст. 1997, (2): 68–69.

Павловский 1994 — Павловский А. И. Михаил Пришвин и «крестьянский мир». Русская литература. 1994, (3): 95–104.

Пискулин 2012 — Пискулин А. А. От Подстепья до Поморья. Елецкий край и Выговский край — исторические регионы России в творчестве И. А. Бунина и М. М. Пришвина. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. 238 c.

Размолодин 2010 — Размолодин М. Л. Православно-религиозные основы черносотенной идеологии. Вестник Томского университета. 2010, 4 (12): 31–36.

Трубицина 2013 — Трубицина Н. А. Геокультурный образ Норвегии в книге М. Пришвина «За волшебным колобком». В сб.: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Михаила Пришвина. Михаил Пришвин и ХХ век. Атаманова Е. Т. (ред.). Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2013. С. 178–185.

Загрузки

Опубликован

05.11.2024

Как цитировать

У, Ц., & Цзоу , Л. (2024). Геокультурный образ Выговского края в творчестве Михаила Пришвина: специфика и факторы изменения. Мир русского слова, (1), 72–79. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.108

Выпуск

Раздел

Язык и литература