Мультимедийный образовательный комплекс «Пушкин на интерактивном уроке чтения»: методика, структура и возможности использования

Авторы

  • Наталья Владимировна Кулибина Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.110

Аннотация

Представлен новый проект Института Пушкина «Создание мультимедийного образовательного комплекса “Пушкин на интерактивном уроке чтения”», выполненный к 225-летнему юбилею великого поэта при финансовой (грантовой) поддержке фонда «Русский мир». Описаны использованная в проекте методика обучения чтению художественной литературы, по которой уже создано более 60 онлайн-уроков, размещенных на сайте курса «Уроки чтения — праздник, который всегда с тобой», и не менее 200 сценариев очных уроков чтения, а также те уточнения, которые были внесены в нее в процессе создания юбилейного пушкинского проекта. Эти уточнения коснулись методической подготовки художественного текста к учебной деятельности (деление текста на части и создание четырех уроков) и организации работы с лингвострановедческими объектами. В статье содержится подробный обзор структуры мультимедийного комплекса, включающего следующие компоненты: цикл из четырех онлайн-уроков чтения по тексту повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» в версиях «Читателям» и «Учителям» (всего восемь версий), четыре офлайн-урока чтения (мобильные приложения) и дополнительные ресурсы к ним (pdf-приложение с творческими заданиями, мобильное приложение с филвордом, а также текст повести в трех форматах — видео-, аудио- и pdf-файл). Все компоненты мультимедийного комплекса доступны на иллюстрированном сайте проекта, который, в свою очередь, не просто служит местом размещения компонентов комплекса, а выполняет содержательную роль, создавая особую атмосферу и погружая читателя в волшебный пушкинский мир. В заключительной части статьи указана целевая аудитория проекта, а также предлагаются возможности использования мультимедийного проекта в учебной деятельности.

Ключевые слова:

Пушкин, цифровая образовательная среда, мультимедиа, смысловое восприятие текста, интерактивный урок чтения

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Зимняя 1976 — Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения. В кн.: Смысловое восприятие смыслового сообщения. Дридзе Т. М., Леонтьев А. А. (ред.). М.: Наука, 1976. С. 5–33.

Кулибина 2001 — Кулибина Н. В. Художественный текст в лингводидактическом осмыслении. Дис. … д-ра пед. наук. М., 2001.

Кулибина 2002 — Кулибина Н. В. Зачем, что и как читать на уроке. Художественный текст при изучении русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст, 2001. 298 с.

Кулибина 2015 — Кулибина Н. В. Зачем, что и как читать на уроке. Методические пособие для преподавателя русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст, 2015. 224 с.

Кулибина 2024 — Кулибина Н. В. Методика обучения чтению художественной литературы. 4-е изд., расш. и доп. М.: Флинта, 2024. 302 с.

Леонтьев 1999 — Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. 287 с.

Лотман 1970 — Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

Лотман 1999 — Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Языки русской культуры, 1999. 464 с.

Пассов 2009 — Пассов Е. И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. СПб.: Златоуст, 2009. 124 с.

Рубакин 2014 — Рубакин Николай Александрович: хрестоматия. Бородина В. А., Бородин С. М. (сост.). М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. 441 с.

Эко 2016 — Эко Умберто. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. Пер. С. Серебряного. М.: АСТ; CORPUS, 2016. 640 с.

Загрузки

Опубликован

05.11.2024

Как цитировать

Кулибина, Н. В. (2024). Мультимедийный образовательный комплекс «Пушкин на интерактивном уроке чтения»: методика, структура и возможности использования. Мир русского слова, (1), 90–99. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.110

Выпуск

Раздел

Методика