Полифункциональные компаративы больше, лучше, хуже: необходимы ли они в лексическом минимуме элементарного уровня владения русским языком как иностранным?

Авторы

  • Ирина Романовна Матиишина Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.203

Аннотация

В статье обосновывается необходимость добавления полифункциональных компаративов больше, лучше и хуже в «Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень». Этот нормативный документ был издан в 2014 г., следовательно, список языковых единиц в нем важно совершенствовать. Анализ таких единиц, как больше, лучше, хуже, требует понимания функционирования полифункциональных слов в современном русском языке. В связи с этим изложены основы концепции Е. А. Брызгуновой, которая рассматривает полифункциональность словоформы как ее возможность реализовать различный частеречный потенциал в условиях, зависящих от лексико-грамматического окружения, интонации, порядка слов и других релевантных факторов. Выявление специфики употребления полифункциональных компаративов проводилось с применением функционально-коммуникативного метода, а также сопоставительного анализа. Выводы о важности включения в лексический минимум элементарного уровня владения русским языком как иностранным конкретных лексико‑семантических вариантов (ЛСВ) компаративов больше, лучше и хуже сделаны на основе разбора типового теста обозначенного уровня. Работа содержит исследование представленности компаративов в популярных пособиях по РКИ и требованиях указанного уровня. Компаративы больше, лучше и хуже анализируются не столько в контексте грамматической темы, сколько с точки зрения знакомства иностранных учащихся с актуальной лексикой. В статье продемонстрированы коммуникативные ситуации, в которых указанные компаративы можно использовать для решения определенных коммуникативных задач. Автор обращает внимание на необходимость соблюдения правил при переводе каждого ЛСВ полифункциональных компаративов на иностранный язык.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, элементарный уровень обучения, лексический минимум, полифункциональные компаративы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Азимов, Щукин 2009 — Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 446 с.

Антонова и др. 2019 — Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень). 18‑е изд. СПб.: Златоуст, 2019. 344 с.

Беликова и др. 2020 — Беликова Л. Г., Шутова Т. А., Ерофеева И. Н. Русский язык: первые шаги (учебное пособие). В 3 ч. Ч. 1. 6‑е изд., доп. СПб.: Златоуст, 2020. 264 с.

Гос. обр. стандарт. Перв. ур. 1999 — Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. М.; СПб.: Златоуст, 1999. 36 с.

Гос. обр. стандарт. Эл. ур. 2001 — Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. 2‑е изд., испр. и доп. М.; СПб.: Златоуст, 2001. 28 с.

Лекс. мин. по РКИ. Баз. ур. 2015 — Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение. Андрюшина Н. П., Козлова Т. В. (сост.). СПб.: Златоуст. 2015. 116 с.

Лекс. мин. Эл. ур. 2015 — Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. Андрюшина Н. П., Козлова Т. В. (сост.). 5‑е изд. СПб.: Златоуст, 2015. 80 с.

Ляшевская, Шаров 2009 — Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009.

Миллер и др. 2016 — Миллер Л. В., Политова Л. В., Рыбакова И. Я. Жили-были… 28 уроков русского языка для начинающих: учебник. 14‑е изд., испр. СПб.: Златоуст, 2016. 152 с.

Нахабина и др. 2015 — Нахабина М. М., Антонова В. Е., Жабоклицкая И. И., Курлова И. В., Смирнова О. В., Толстых А. А. Русский сезон. Учебник по русскому языку. Элементарный уровень. СПб.: Златоуст, 2015. 336 с.

Ожегов, Шведова 2006 — Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4‑е изд., доп. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.

Типов. тесты по РКИ. Эл. ур. 2004 — Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. Антонова В. Е. и др. (сост.). М.; СПб.: Златоуст, 2004. 44 с.

ЛИТЕРАТУРА

Андрюшина 2009 — Андрюшина Н. П. Лексические минимумы в российской системе тестирования по русскому языку как иностранному. Проблемы истории, филологии, культуры. 2009, 2 (24): 767–771.

Андрюшина 2014 — Андрюшина Н. П. Лексикография в аспекте описания уровней владения русским языком как иностранным. Проблемы истории, филологии, культуры. 2014 3 (45): 294–296.

Брызгунова 1983 — Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. 6‑е изд. М.: Русский язык, 1983. 279 с.

Брызгунова 1997 — Брызгунова Е. А. Интонация и полифункциональные словоформы. В кн.: Современный русский язык. Белошапкова В. А. (ред.). 3‑е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1997. С. 796–888.

Брызгунова 2001 — Брызгунова Е. А. Полифункциональные слова как проблема русских и русско-иноязычных словарей. В сб.: Жизнь языка. Сб. ст. к 80‑летию М. В. Панова.

Кузьмина С. М. (ред.). М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 35–41.

Клобукова 1998 — Клобукова Л. П. История создания и современное состояние российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному. Преподаватель. 1998, 4 (6). С. 3–7.

Матиишина 2023 — Матиишина И. Р. Упражнения и задания по формированию речевых навыков и умений употребления полифункциональных лексем при обучении русскому языку как иностранному. Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2023, (4): 174–184.

Матиишина 2024 — Матиишина И. Р. Место компаративов в функционально-семантических полях (фрагмент лингводидактической модели русского языка). Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2024, (1): 75–80.

Панков 2004 — Панков Ф. И. Проблема полифункциональности наречий (на примере лексемы близко). В сб.: Язык, сознание, коммуникация. Красных В. В., Изотов А. И. (ред.). М.: Макс Пресс, 2004. Вып. 28. С. 114–130.

Панков 2008 — Панков Ф. И. Опыт функционально-коммуникативного анализа русского наречия: на материале категории адвербиальной темпоральности. М.: Макс Пресс, 2008. 448 с.

Панков 2009 — Панков Ф. И. Функционально-коммуникативная грамматика русского наречия. Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2009. 47 с.

Панков 2013 — Панков Ф. И. К вопросу о полифункциональности языковых единиц. В сб.: Язык, сознание, коммуникация. Сб. статей. Ремнёва М. Л. и др. (ред.). М.: Макс Пресс, 2013. Вып. 47. С. 450–463.

Загрузки

Опубликован

29.12.2024

Как цитировать

Матиишина, И. Р. (2024). Полифункциональные компаративы больше, лучше, хуже: необходимы ли они в лексическом минимуме элементарного уровня владения русским языком как иностранным?. Мир русского слова, (2), 21–30. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.203

Выпуск

Раздел

Лингвистика