Трудности формирования фонетических навыков у студентов из Мьянмы при обучении русскому языку и пути их преодоления

Авторы

  • Хнин Тида Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
  • Марина Николаевна Куновски Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.211

Аннотация

В Республике Союз Мьянма большое внимание в рамках программ высшего образования уделяется изучению русского языка, интерес к которому среди мьянманской молодежи стабильно растет, что связано с расширяющимися возможностями сотрудничества двух стран. Представленное исследование посвящено проблеме обучения фонетике в условиях отсутствия русскоязычной среды и выявлению причин возникновения трудностей в ее освоении. Данная проблематика представляется актуальной, поскольку сформированность фонетических навыков может оказать существенное влияние на процесс изучения русского языка в целом, а фонетические ошибки могут закономерно осложнять усвоение лексики и приводить к нарушению понимания. Целью исследования является анализ и описание наиболее распространенных ошибок, возникающих у носителей бирманского (мьянманского) языка при освоении фонетики русского языка, а также причин возникновения этих ошибок. На основании работ методистов-исследователей приводится краткая сравнительная характеристика русского и бирманского (мьянманского) языков в части фонетики; дается анализ трудностей формирования фонетических навыков у студентов из Мьянмы при обучении русскому языку вне естественной русскоязычной среды. В связи с необходимостью повышения эффективности обучения русской фонетике затрагивается вопрос разработки цифровых образовательных ресурсов, максимально ориентированных на специфику бирманского языка и потребности целевой аудитории — студентов Мьянмы — и в то же время учитывающих особенности обучения русскому языку вне русскоязычной среды и сложившиеся образовательные традиции Мьянмы.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, бирманский (мьянманский) язык, произношение русских звуков, фонетика, звуки, акцент

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

СЛОВАРЬ

Бирманско-русский словарь 1976 — Бирманско-русский словарь: с приложением «Краткого очерка грамматики бирманского языка». Минина Г. Ф., У Чо Зо (ред.). М.: Русский язык, 1976. 783 с.

ЛИТЕРАТУРА

Аунг 2021 — Аунг Х. М. Электронный учебник как средство развития навыков аудирования при изучении русского языка в Мьянме (применение аудиовизуального материала). В сб.: Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика. Материалы междунар. науч.-практич. конф. Дейкина А. Д., Янченко В. Д. (отв. ред.). М.: Московский гос. пед. ун-т, 2021. С. 357–363.

Барминова 2022 — Барминова С. В. К проблеме обучения слушателей из Республики Союз Мьянма на подготовительном факультете. Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественно-научных дисциплин. 2022, 1 (21): 138–140.

Боровикова 2022 — Боровикова М. В. Преподавание русского языка как иностранного в больших группах зарубежных студентов Юго-Восточной Азии (из опыта работы в Мьянме). В сб.: Актуальные проблемы аккультурации в контексте преподавания русского языка как иностранного: к юбилею со дня рождения профессора Г. Г. Городиловой. Сб. материалов междунар. науч.-практич. конф. М.: Московский гос. пед. ун-т, 2022. С. 298–304.

Лапшина, Е 2016 — Лапшина. О. Г., Е Т. Н. Влияние особенностей мьянманского языка на процесс обучения РКИ мьянманских студентов. В сб.: Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Материалы II Междунар. науч.-практич. конф. Омск: Изд-во Ипполитова, 2016. С. 180–184.

Мэй 2020 — Мэй Ч. М. З. Особенности родного языка учащихся как причина возникновения трудностей для мьянманских студентов при усвоении РКИ. В сб.: Русский язык в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: традиции, тенденции и перспективы изучения и преподавания. Междунар. науч.-практич. конф. Бангкок: Изд-во Университета Таммасат, 2020. С. 117–120.

Нве 2021 — Нве Н. Л. О преподавании русского языка в Мьянме (на примере Янгонского университета иностранных языков). В сб.: Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного. Материалы междунар. науч.-практич. конф. Вишняков С. А. (ред.). М.: Московский гос. пед. ун-т, 2021. С. 382–386.

Нве 2022 — Нве Н. Л. Этноориентированная методика обучения русскому языку как иностранному в Мьянме (на примере глаголов движения). Преподаватель XXI век. 2022, (3–1): 178–187. https://doi.org/10.31862/2073-9613-20223-178-187.

Скорикова, Жилина 2005 — Скорикова Т. П., Жилина О. В. Обучение мьянманских студентов русскому языку в неязыковой среде. В cб.: Современные естественно-научные и гуманитарные проблемы. М.: Логос, 2005. С. 53–60.

Тарасова, Нве 2022 — Тарасова Е. Н., Нве Н. Л. Профессионально ориентированная мотивация бирманских студентов при изучении РКИ (на примере глаголов движения). В сб.: Современные тенденции в преподавании и изучении русского языка как иностранного. Материалы междунар. науч.-практич. конф. М.: Московский гос. пед. ун-т, 2022. С. 330–334.

Тин, Кузьмина 2021 — Тин У. Х., Кузьмина В. М. Основные трудности изучения русского языка обучающимися из Мьянмы. В сб.: Русский язык в полиэтническом образовательном пространстве военного вуза. Материалы III Межвуз. науч. методич. конф. СПб.: Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного, 2021. С. 527–531.

Эй 2021 — Эй М. М. Учебное пособие по русскому языку как иностранному для мьянманских студентов (начальный этап обучения). В сб.: Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика. Материалы междунар. науч.-практич. конф. Дейкина А. Д., Янченко В. Д. (отв. ред.). М.: Московский гос. пед. ун-т, 2021. С. 454–462.

Загрузки

Опубликован

29.12.2024

Как цитировать

Тида, Х., & Куновски, М. Н. (2024). Трудности формирования фонетических навыков у студентов из Мьянмы при обучении русскому языку и пути их преодоления. Мир русского слова, (2), 96–103. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.211

Выпуск

Раздел

Методика