Новый формат представления контрольноизмерительных материалов по русскому языку как иностранному для Первого сертификационного уровня (на примере медико-биологического профиля обучения)

Авторы

  • Анна Сергеевна Иванова Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
  • Ирина Александровна Диневич Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
  • Галина Николаевна Майерс Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.312

Аннотация

Статья посвящена описанию содержания контрольно-измерительных материалов, реализуемых на экзамене по русскому языку как иностранному (Первый сертификационный уровень) у иностранных учащихся медико-биологического профиля. Контроль в формате тестирования активно используется в современной практике преподавания русского языка как иностранного. Преимущества тестов по сравнению с другими формами контроля очевидны: объективность и качественность оценивания результатов, стандартизация процедуры тестирования и др. Существующие типовые тесты проверяют уровень коммуникативной компетенции учащихся на материале общего владения и являются универсальными для разных групп пользователей. Специфика подготовки студентов-иностранцев на подготовительных факультетах и отделениях вузов РФ требует проверки коммуникативных навыков и умений в учебно-профессиональной сфере общения. Для учета комплексных задач итогового контроля, учитывающего все аспекты подготовки иностранных учащихся, были созданы и апробированы комбинированные (по содержанию) тестовые материалы, ориентированные на различные профили обучения. При их создании авторы ориентировались на критерии владения русским языком как иностранным, представленные в требованиях (объем и жанр тестов, количество незнакомых слов и др.). В статье представлена структура каждого из субтестов, обосновывается отбор того или иного задания, приводятся примеры заданий, отражающих лексическую и грамматическую специфику учебно-профессиональной сферы общения по всем видам речевой деятельности. Статистические данные по сдаче экзаменов показывают, что студенты-иностранцы весьма успешно справляются с экзаменом по РКИ в комбинированной форме, что позволяет сделать вывод о возможности использования комплексного теста на уровне В1.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, иностранные учащиеся, Первый сертификационный уровень, медико-биологический профиль, комплексный тест, контрольно-измерительные материалы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аванесов 1998 — Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998. 217 с.

Андрюшина и др. 2002 — Андрюшина Н. П. и др. Программа по русскому языку как иностранному. I сертификационный уровень. Общее владение. М.; СПб.: Златоуст, 2002. 176 с.

Андрюшина и др. 2018 — Андрюшина Н. П., Битехтина Г. А., Владимирова Т. Е., Клобукова Л. П., Степаненко В. А. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение. Второй вариант. М.; СПб.: Златоуст, 2018. 80 с.

Андрюшина и др. 2019 — Андрюшина Н. П., Битехтина Г. А., Клобукова Л. П., Норейко Л. Н. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. I сертификационный уровень. М.; СПб.: Златоуст, 2019. 200 с.

Андрюшина и др. 2020 — Андрюшина Н. П., Битехтина Г. А., Владимирова Т. Е., Иванова А. С., Клобукова Л. П. Требования по владению РКИ. Первый сертификационный уровень. Общее владение. Профессиональный модуль. СПб.: Златоуст, 2020. 64 с.

Балыхина 2006 — Балыхина Т. М. Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как иностранного). М.: Русский язык. Курсы, 2006. 240 с.

Баранова, Гладких, Стародуб 2019 — Баранова И. И., Гладких И. А., Стародуб В. В. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Профессиональный модуль ≪Естественнонаучный и технический профили≫. 1 сертификационный уровень. СПб.: Златоуст, 2019. 73 с.

Васильева 1976 — Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль. М.: Русский язык, 1976. 198 с.

Есина и др. 2010 — Есина З. И. и др. Лингводидактическая программа по русскому языку как иностранному. Элементарный, базовый, первый сертификационный уровень. М.: РУДН, 2010. 167 с.

Клобукова, Нахабина, Степаненко 1998 — Клобукова Л. П., Нахабина М. М., Степаненко В. А. Лингвометодические основы Государственного образовательного стандарта по русскому языку как иностранному и Типового стандартизированного теста первого уровня. Преподаватель. 1998, (4): 2–6.

Коккота 1989 — Коккота В. А. Лингводидактическое тестирование. М.: Высшая школа, 1989. 123 с.

Рапопорт, Сельг, Соттер 1987 — Рапопорт И. А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранному языку в средней школе. Таллин: Валгус, 1987. 352 с.

Челышкова 2002 — Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.

Шустикова и др. 2010 — Шустикова Т. В. и др. Русский язык — будущему специалисту: медико-биологический профиль: вводный лингвопредметный курс: базовый этап обучения. 2‑е изд. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2010. 150 с.

Шустикова и др. 2021 — Шустикова Т. В. и др. Обучение речевому общению в учебно-научной сфере: медико-биологический профиль. Первый сертификационный уровень. В 2 ч. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2021. Ч. 1. 201 с. Ч. 2. 273 с.

Загрузки

Опубликован

12.03.2025

Как цитировать

Иванова, А. С., Диневич, И. А., & Майерс, Г. Н. (2025). Новый формат представления контрольноизмерительных материалов по русскому языку как иностранному для Первого сертификационного уровня (на примере медико-биологического профиля обучения). Мир русского слова, (3), 110–120. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.312

Выпуск

Раздел

Методика