Речеведческая составляющая в профессии инженера (по данным опроса студентов технического вуза)

Авторы

  • Ольга Васильевна Степушина Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II https://orcid.org/0000-0002-8283-5858

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.204

Аннотация

Статья посвящена анализу речеведческой составляющей в профессии инженера. Цель статьи состоит в том, чтобы обратить внимание на востребованность речеведческих знаний в профессии инженера; изучить представления учащейся молодежи о важности речеведческой составляющей в инженерном образовании. Статья написана на материале опроса, который был проведен среди студентов 1-2 курса Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II. Испытуемым было предложено выразить свою позицию и аргументировать свою точку зрения, объяснив, почему хорошее знание русского языка является важным / не является важным для представителей их профессии. На основе анализа полученных ответов были выделены четыре группы причин, по которым будущие инженеры считают востребованным хорошее владение русским языком специалистами инженерно-технического профиля. Это повышение качества речи, использование русского языка для осуществления профессиональной деятельности, учет статусных характеристик языка и влияние языка на уровень коммуникативных навыков. Сделан вывод о востребованности речеведческих знаний в подготовке инженеров. Отмечено, что респонденты демонстрируют прагматический взгляд на роль русского языка в профессии инженера (акцент на грамотность и деловое общение), обращают внимание на статусные характеристики русского языка, связывают хорошее владение русским языком с уровнем образования, отмечают важность хорошей речевой подготовки для осуществления межличностной коммуникации. Результаты опроса могут быть использованы при разработке рабочих программ по речеведческим дисциплинам и обосновании актуальности изучения речеведческих дисциплин в техническом вузе. В качестве перспективного направления дальнейшей научной работы по теме названо исследование речевых трудностей, с которыми сталкиваются студенты технического вуза при коммуникации в учебно-профессиональной среде.

Ключевые слова:

языковая подготовка, речеведческие дисциплины, русский язык и культура речи в подготовке инженеров, речеведческая составляющая высшего инженерного образования

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Андриенко, Безенкова 2020 — Андриенко О. А., Безенкова Т. А. О необходимости развития культуры речи у студентов вуза в контексте современной концепции образования. Балтийский гуманитарный журнал. 2020, 4 (33): 16–19. https://doi. org/10.26140/bgz3-2020-0904-0002.

Андриенко, Безенкова 2021 — Андриенко О. А., Безенкова Т. А. Интеграция студентов вуза в новую социальную среду посредством профессионально направленного развития культуры речи. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021, 1 (34): 17–19. https://doi.org/10.26140/anip‑2021-1001-0002.

Бергер 2020a — Бергер О. В. Педагогические условия воспитания культуры речи студентов в высших учебных заведениях. Мир науки, культуры, образования. 2020, (6): 255–257.

Бергер 2020b — Бергер О. В. Язык как инструмент совершенствования культуры речи у студентов. Гуманитарное пространство. 2020, (3): 166–173.

Бергер 2021 — Бергер О. В. Проблемы качества преподавания культуры речи студентам высших учебных заведений. Мир науки, культуры, образования. 2021, 2 (87): 17–19. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-17-19.

Бондарева, Егоренкова, Щукина 2021 — Бондарева О. Н., Егоренкова Н. А., Щукина Д. А. К истокам гуманитарного образования в Санкт-Петербургском горном университете. Вопросы истории. 2021, (12–3): 89–101. https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202112Statyi66.

Городецкая 2011 — Городецкая Е. Я. О роли дисциплин лингвистического цикла в формировании гуманитарной среды в техническом вузе. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011, (1): 130–133.

Емельянова 2021а — Емельянова О. Б. Обучение особенностям речевой субординации студентов неязыковых вузов. Современное педагогическое образование. 2021, (7): 19–23.

Емельянова 2021b — Емельянова О. Б. Развитие коммуникативно-речевой среды как средства повышения речевого имиджа студента неязыкового вуза. Современное педагогическое образование. 2021, (12): 67–71.

Емельянова 2022 — Емельянова О. Б. Совершенствование языковой личности в ходе обучения русскому языку и культуре речи в неязыковом вузе. Современное педагогическое образование. 2022, (12): 81–86.

Злобин 2023 — Злобин А. А. Дисциплина «Русский язык и культура речи» в системе подготовки будущих учителей: опыт, проблемы, перспективы. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023, 17 (4): 75–82. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-75-82.

Колпакова 2021 — Колпакова Л. В. Формирование литературного типа речевой культуры студентов вуза посредством личностной рефлексии. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021, (5): 46–52. https://doi.org/10.23951/1609-624X‑2021-5-46-52.

Копнина, Еремина 2015 — Копнина Г. А., Еремина Е. В. Системность языка, экология коммуникации и гуманитарная составляющая образования: к 85‑летнему юбилею профессора А. П. Сковородникова. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2015, (1): 21–29. http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu2.2015.1.2.

Корнилова 2023 — Корнилова Е. В. Арктика и Север: проблемы концептуализации. Мир русского слова. 2023, (1): 11–20. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.202.

Красных 2019 — Красных В. В. Язык — сознание — культура — человек — народ: «замыкая круг…» (к вопросу о лингвоэкологии). Экология языка и коммуникативная практика. 2019, (4): 32–46. https://doi.org/10.17516/2311-3499-075.

Любимова 2014 — Любимова О. В. Современное инженерное образование: к проблеме трансформации традиционной образовательной парадигмы и языковой подготовки будущих специалистов. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014, (4): 180–184.

Сковородников, Копнина 2009 — Сковородников А. П., Копнина Г. А. Модель культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения. Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2009, (2): 5–18.

Скорикова 2015 — Скорикова Т. П. Методические аспекты обучения научному стилю речи в неязыковом вузе. Гуманитарный вестник. 2015, (5): 1–7. https://doi.org/10.18698/2306- 8477-2015-5-250.

Скорикова 2016 — Скорикова Т. П. Культура речи в обучении аспирантов технического вуза. Русистика. 2016, (1): 152–159.

Фандо, Белгородский, Мовсумзаде 2023 — Фандо Р. А., Белгородский В. С., Мовсумзаде Э. М. Предметное и дисциплинарное определение и значение подготовки специалистов высшей школы. История и педагогика естествознания. 2023, (1): 5–10. https://doi.org/10.24412/2226-2296-2023-1-5-10.

Черноусова 2021 — Черноусова А. С. Представления пермских студентов о языковой норме и речевой культуре: экспериментальное исследование. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2021, 13 (3): 60–69. https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-3-60-69.

Шерстянникова 2016 — Шерстянникова Е. А. Формирование языковой компетенции учащихся технического вуза в процессе изучения филологических дисциплин. Научный диалог. 2016, (7): 314–322.

Южанникова 2022 — Южанникова М. А. Сложности развития жанрово-стилистической субкомпетенции у студентов первого курса нефилологических специальностей. Филология и человек. 2022 (4): 190–197. https://doi.org/10.14258/filichel( 2022)4-15.

Alpatova, May Chan Myae Zaw 2024 — Alpatova P. N., May Chan Myae Zaw. The componential semantic reflection of Russian energy industry terms in scientific articles. Research Journal in Advanced Humanities. 2024, 5 (2): 29–40. https://doi.org/10.58256/d498dh32.

Egorenkova, Shchukina, Bondareva 2022 — Egorenkova N. A., Shchukina D. A., Bondareva O. N. The Russian language in mining engineering education in the 1990s — the beginning of the 21st century. Perspectives of Science and Education. 2022, 59 (5): 491–505. https://doi.org/10.32744/pse.2022.5.29.

Загрузки

Опубликован

29.12.2024

Как цитировать

Степушина, О. В. (2024). Речеведческая составляющая в профессии инженера (по данным опроса студентов технического вуза). Мир русского слова, (2), 31–39. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.204

Выпуск

Раздел

Лингвистика