Колумнистика М. Кучерской: лингвостилистические и структурные особенности

Авторы

  • Елена Владимировна Соколова Санкт-Петербургский государственный университет Университетская наб. 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-36-44

Аннотация

Колонка как один из современных публицистических жанров представляет собой сложное образование, отличительной чертой которого является свободный тип повествования. Текст колонки строго регламентирован по объему; журналист освещает какое-либо актуальное, с его точки зрения, событие обычно в размере около 3000 знаков. Колонки однотипны по своей структуре: часто состоят из шести абзацев, из которых первый вводит в поле обсуждения избранную автором проблему; последний дает вариант ее решения; второй и третий абзацы знакомят читателя с деталями описываемой ситуации; пятый убеждает в истинности суждений колумниста. Четвертый абзац можно рассматривать как факультативный, поскольку он либо развивает идеи третьего абзаца, либо подготавливает общий вывод. Колонки Майи Кучерской большей частью представляют собой колонку злободневную или колонку к дате и посвящены вечным ценностям и их преломлению во временном: отношению к добру и злу, смерти и жизни, любви и ненависти, подлинности и фальши, страху и бесстрашию, греху и святости, изолированности и преемственности, духовности и бездуховности, прошлому и настоящему, литературе как отражению всего, что происходит с отдельным человеком и с обществом в целом, а также конкретным литературным произведениям и их авторам. Журналист в рамках избранной им персуазивной стратегии отбирает необходимые ему для воздействия на читателя лингвостилистические средства, такие как ирония, интертекстуальность, стилевой диссонанс, разнообразные синтаксические средства выразительности. На основе проведенного анализа можно выделить как излюбленные М. Кучерской образные средства, так и производимые ими эффекты. Так, ирония в колонках Майи Кучерской создается большей частью путем расширения сочетаемости лексических единиц. В качестве средств создания интертекстуальности следует выделить аллюзии, включение прецедентных текстов, а также цитирование. Стилистический диссонанс создается часто в результате включения разговорных выражений в чуждый им контекст и становится средством выделения важных для автора смыслов. Риторические вопросы формируют полемичность текста. Излюбленным синтаксическим средством выразительности у М. Кучерской является парцелляция, задача которой — повысить категоричность авторских суждений, что достигается с помощью яркой и очень эмоциональной лаконичности, не предусматривающей сторонних возражений. Таким образом, доминирование стратегии субъективного аргументирования приводит к выбору М. Кучерской тех лингвостилистических средств, которые обладают сильным воздействующим эффектом. Каждое из данных средств специализируется на передаче закрепленных за ним авторских смыслов / интенций и привязано к определенному месту в структуре колонок.

Ключевые слова:

колонка, колумнистика, структура, персуазивная стратегия, лингвостилистические средства, язык писателя, язык СМИ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Источники

Кучерская 2009 — Кучерская М. Наплевать на дьявола: пощечина общественному вкусу. Электрон. библиотека Лит-Мир. 2009 [Электронный ресурс] URL: https://www.litmir.me/br/?b=119080&p. (дата обращения: 30.03.2021)


Справочные материалы

Кройчик 2000 — Кройчик Л. Е. Жанры современной журналистики. В кн.: Основы творческой деятельности журналиста: учебник. Корконосенко С. Г. (ред.). СПб.: Общество «Знание» СПб. и Лен. обл., 2000. С.152–153.

Лазутина 2012 — Лазутина Г. В. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2012. 319 с.

Мельник 2009 — Мельник Г. С. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 271 с.

Тертычный 2012 — Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2012. 348 с.

Тимченко 2011 — Тимченко И. С. Авторская колонка в современных СМИ: учеб-метод. пособие. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. 172 с.


Литература

Голоднов 2003 — Голоднов А. В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы). СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 247 с.

Голоднов 2008 — Голоднов А. В. Персуазивная стратегия текстообразования в риторическом метадискурсе. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008, 4 (18): 113–125.

Гончарова 2001 — Гончарова Е. А. Персуазивность и способы ее языковой реализации в дискурсе рекламы. В сб.: Studia Linguistica-10. Проблемы теории европейских языков: сборник научных трудов. СПб.: Тригон, 2001. С.120–130.

Гордеев 2013 — Гордеев Ю. А. Колумнистика в печатных и Интернет-изданиях: жанровый аспект. Вестник ВГУ. Серия: Филология и журналистика. 2015, (3): 136–139.

Деяк-Якобишина 2013 — Деяк-Якобишина Е. М. Авторская колонка: традиционный жанр или новая форма. Веснiк БДУ. 2013, 4 (3): 74–75.

Ким 2004 — Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2004. 335 с.

Костикова 2008 — Костикова О. Ф. Лингвостилистическая специфика русской публицистики начала XXI века. Рязань: Информационный редакционно-издательский центр ГОУ ВПО РГАТУ, 2008. 23 с.

Михалева 2008 — Михалева О. Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия. Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 2004. 289 с.

Потсар 2012 — Потсар А. Н. Трансформация жанровой структуры колонки под влиянием политического дискурса. Электронный научный журнал Медиаскоп: Медиастилистика. 2012, (1). URL: http://www.mediascope.ru/node/1023

Рюкова 2016 — Рюкова А. Р., Филимонова Е. А. Языковые способы реализации персуазивности. Вестник Башкирского университета. 2016, 21 (2): 431–435.

Садовская 2016 — Садовская Е. С. Лингвокоммуникативная характеристика жанра «литературно-критическая колонка» в немецких СМИ. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2016. 186 с.

Чернявская 2006 — Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М.: Флинта, 2006. 136 с.

Ярцева 2011 — Ярцева С. С. Жанровые признаки колонки. Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2011, (1): 226–228.


References

Голоднов 2003 — Golodnov A.V. Linguopragmatic features of persusive communication (on the example of modern German-language advertising). St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena Publ. 2003. 247 p. (in Russian)

Голоднов 2008 — Golodnov A.V. Rhetorical meta-discourse: towards the defi nition of the concept. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina. 2008, 2(13): 7–18. (in Russian)

Гончарова 2001 — Goncharova E.A. Persuasiveness and ways of its linguistic implementation in the advertising discourse. In: Studia Linguistica-10. Problemy teorii evropeiskikh iazykov: sbornik nauchnykh trudov. St.Peterburg: Trigon, 2001. P.120–130. (in Russian)

Гордеев 2013 — Gordeev Iu.A. Columnistics in print and online publications: genre aspect. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filologiia i zhurnalistika. 2015, (3): 136–139. (in Russian)

Деяк-Якобишина 2013 — Deiak-Iakobishina E. M. Author’s column: traditional genre or new form. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4. 2013, (3): 74–75. (in Russian)

Ким 2004 — Kim M.N. Genres of modern journalism. St.Peterburg: Izdatel’stvo Mikhailova V. A. Publ., 2004. 335 p. (in Russian)

Костикова 2008 — Kostikova O. F. Linguistic and Stylistic Specifics of Russian Journalism at the Beginning of the XXI Century. Riazan’: Informatsionnyi redaktsionno-izdatel’skii tsentr GOU VPO RGATU Publ., 2008. 23 p. (in Russian)

Михалева 2008 — Mikhaleva O.L. Political discourse as a sphere of implementation of manipulative infl uence. Kemerovo: Kemerov. gos. un-t Publ., 2004. 289 p. (in Russian)

Потсар 2012 — Potsar A.N. Transformation of the genre structure of the column under the infl uence of political discourse. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Mediaskop: Mediastilistika. 2012, (1). Available at: http://www.mediascope.ru/node/1023 (in Russian)

Рюкова 2016 — Riukova A.R., Filimonova E.A. Language methods for implementing persuasiveness. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2016, 21 (2): 431–435. (in Russian)

Садовская 2016 — Sadovskaia E.S. Linguocommunicative characteristics of the genre «literary-critical column» in the German mass media. St. Peterburg: S.-Peterb. gos. un-t Publ., 2016. 186 p. (in Russian)

Чернявская 2006 — Cherniavskaia V.E. The Discourse of Power and the Power of Discourse: Problems of speech Infl uence. Moscow: Flinta Publ., 2006. 136 p. (in Russian)

Ярцева 2011 — Iartseva S.S. Genre features of the column. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filologiia. Zhurnalistika. 2011, (1): 226–228. (in Russian)

Загрузки

Опубликован

25.06.2021

Как цитировать

Соколова, Е. В. (2021). Колумнистика М. Кучерской: лингвостилистические и структурные особенности. Мир русского слова, (2), 36–44. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-36-44

Выпуск

Раздел

Лингвистика