Создание текста-рассуждения в рамках онлайн-дискуссии

Авторы

  • Наталья Владимировна Новак Санкт-Петербургский государственный университет
  • Елена Владимировна Соколова Санкт-Петербургский государственный университет
  • Кира Александровна Щукина Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.111

Аннотация

Настоящая статья посвящена созданию текста-рассуждения в процессе организации и проведения онлайн-дискуссии на занятиях по русскому языку как иностранному (далее — РКИ) с помощью инструментов онлайн-платформы MS Teams. Основные принципы показаны на примере дискуссии-спора на популярную сегодня тему «Профессиональное выгорание в эпоху онлайн-обучения». В рамках урока выделяются несколько этапов, подобно описываются их особенности, указываются ФСТР (функционально-смысловые типы речи), над которыми работают на каждом этапе (объяснение, аргументация, инструкция). Рассказывается о той части функционала онлайн-платформы MS Teams, которая лучше всего соответствует задачам работы с иностранной аудиторией, даются примеры эффективного использования такого инструментария. Рассматриваются варианты структурирования разных этапов урока. Демонстрируется образовательный потенциал ролевых игр, предлагаются сценарии их построения разной степени сложности применительно к конкретной теме. Материал носит прикладной характер и ставит своей целью распространение опыта эффективного обучения созданию текста-рассуждения на примере работы с иностранными учащимися, владеющими русским языком на уровне не ниже В1+, в составе смешанных по национальному составу групп. Работа ведется на основе текстовой типологии, разработанной сотрудниками кафедры русского языка и методики его преподавания СПбГУ — К. А. Роговой, Т. И. Поповой, Д. В. Колесовой, О. В. Хорохординой, Н. В. Шкуриной, И. М. Вознесенской и И. А. Гончар, и реализуется в рамках коммуникативно-деятельностного подхода. Авторы предлагают преподавательскому сообществу еще один путь обучения ФСТР с использованием современных ТСО и на основе достижений методической науки.

Ключевые слова:

онлайн-дискуссия, дискуссия-спор, текст-рассуждение, аргументативный текст, текст-объяснение, текст-инструкция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Беседина 2011 — Беседина Е. В. Особенности аргументативного дискурса личностей с когнитивным стилем «когнитивная простота». Научный журнал КубГАУ. 2011, 66 (2). URL: http://ej.kubagro.ru/2011/02/pdf/42.pdf (дата обращения: 01.02.2024).

Болсуновская 2015 — Болсуновская Л. М. Лексические средства выражения позиции автора в русском и англоязычном научно-техническом письменном дискурсе (на материале текстов по геологии). Научный журнал КубГАУ. Филологические науки. 2015, № 114: 488–509.

Бочкова 2010 — Бочкова Н. В. Как вести дискуссию? Открытый урок. Первое сентября. 2010. URL: http://festival.1september.ru/articles/582172 (дата обращения: 02.02.2016).

Вознесенская, Шкурина 2017 — Вознесенская И. М., Шкурина Н. В. Объяснение. В кн.: Функционально-смысловые единицы речи: типология, исходные модели и принципы развертывания. Рогова К. А. (ред.). СПб.: Златоуст, 2017. 320 с.

Данилова 2018 — Данилова Н. В. Средства выражения авторского мнения в научно-популярном дискурсе. Молодой ученый. 2018, 23 (209): 438–441.

Кибрик 2015 — Кибрик А. А. Когнитивный анализ дискурса: локальная структура. В кн.: Язык и мысль. Современная когнитивная лингвистика. Кибрик А. А., Кошелев А. Д. (ред.). М.: Языки славянской культуры, 2015. С. 595–638.

Колесова 2017 — Колесова Д. В. Аргументация. В кн.: Функционально-смысловые единицы речи: типология, исходные модели и принципы развертывания. Рогова К. А. (ред.). СПб.: Златоуст, 2017. 320 с.

Лысенкова, Соколова 2016 — Лысенкова Е. Е., Соколова Е. В. Инновации в современной школе: самоцель или помощь в работе? Мир русского слова. 2016, (1): 89–94.

Новак, Щукина 2016 — Новак Н. В., Щукина К. А. Дискуссия как аутентичная речевая ситуация. Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016, (5): 2168–2173.

Новак, Щукина 2017 — Новак Н. В, Щукина К. А. ПОПС-формула как инструмент подготовки к дискуссии на начальном этапе обучения в азиатской аудитории. В сб.: Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: сб. науч. тр. VI Междунар. науч.-метод. конф., 26–27 октября 2017 г. СПб.: С.-Петерб. горный ун-т, 2017. С. 314–318.

Новак, Щукина 2018 — Новак Н. В., Щукина К. А. Обучение созданию аргументативного типа текста на начальном этапе обучения в китайской аудитории. Русский язык как иностранный и методика его преподавания. 2018, (29): 27–33.

Хорохордина 2017 — Хорохордина О. В. Инструкция. В кн.: Функционально-смысловые единицы речи: типология, исходные модели и принципы развертывания. Рогова К. А. (ред.). СПб.: Златоуст, 2017. 320 с.

Щукина 2019 — Щукина К. А. Особенности проведения онлайн-урока в режиме 1-группа. В кн.: Методика проведения онлайн-урока в рамках педагогики сотрудничества: учеб.-метод. пособие. Попова Т. И. (ред.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2019. С. 82–93.

Загрузки

Опубликован

05.11.2024

Как цитировать

Новак, Н. В., Соколова, Е. В., & Щукина, К. А. (2024). Создание текста-рассуждения в рамках онлайн-дискуссии. Мир русского слова, (1), 100–107. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.111

Выпуск

Раздел

Методика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)